Методика разучивания песни на уроке

Страница 2

Важный момент в работе учителя музыки – беседа о песне. Она должна строиться с учётом возрастных особенностей учащихся и предлагает знакомство с другими сочинениями авторов музыки и поэтического текста песни, разбор эмоционально-смыслового содержания песни, использование наглядности, обращение к воображению детей. Поэтому беседа о песне имеет большое воспитательное и образовательное значение. После её прослушивания у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о характере и содержании песни, о мелодии и движении (направлении) голосов, о динамических оттенках и темпах. Целенаправленность и объём этих высказываний всецело зависят от качества песенного материала, от музыкального развития учащихся и от исполнительского искусства учителя. Первое время дети не располагают нужными знаниями и опытом анализа песни, поэтому учитель должен помогать им в этом наводящими вопросами. Не следует, однако, перегружать беседу излишними подробностями.

Поэтический текст песни читается педагогом выразительно, что бы помочь ребятам понять смысл, идею песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей текста должно быть заранее продуманно учителем и передано детям в кратких и понятных выражениях. Затем учитель предлагает всем вместе выразительно прочитать текст. Учащиеся должны читать текст песни, негромко, ясно и отчётливо выговаривая слова. Для ознакомления с текстом рекомендуется использовать плакат. Содержание песни воспринимается эмоциональнее, если на плакате кроме текста есть рисунок, соответствующий содержанию песни. Грубейшей ошибкой является заучивание текста с детьми методом скандирования. Выразительное чтение текста способствует более глубокому проникновению в его эмоционально – смысловое содержание, что, в свою очередь, помогает более выразительно петь песню.

Разучивание песни на уроке обычно начинается её повторным исполнением учителем. В процессе репетиционной работы над песней используются учебно – ролевые игры и учебные задания, разучивание по фразам. В этот период работы преподавателю следует обращать внимание детей на правильность звуковысотного интонирования мелодии песни, ритмическую чёткость, правильность певческого дыхания и звукообразования, выразительность динамики и дикции. Не сложные одноголосные запевы в народных песнях лучше разучивать полностью, не разделяя на фразы. Сначала учитель пропевает фразу или целиком запев песни 2 – 3 раза. Дети внимательно слушают, а затем сами поют этот же фрагмент песни. Перед началом пения необходимо интонационно – чисто выстроить первый звук. Нужно помнить, что у многих детей в школе плохо развиты музыкальный слух и память. Поэтому необходимо многократное повторение учащимися одной и той же фразы соединяющимися в предложения, предложения – в периоды.

При разучивании песни можно использовать нотную запись на классной доске или плакате. Имея перед собой ноты, дети более осознательно подойдут к разучиванию песни, они могут следить по нотам за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением отдельных голосов и их взаимосвязью.

Примерные образцы учебных заданий при разучивании песни:

- прослушайте первый куплет песни, первую фразу;

- прослушайте, как фраза звучит на инструменте, когда учитель споёт её;

- кто запомнил фразу, подпевайте на слог «ле»

- показывайте рукой направление мелодии;

- поём как один человек (решается задача – достижение унисона);

- спойте на слог «та», точно интонируя мелодию;

- медленно поём со словами;

- прослушайте вторую фразу, определите, есть ли в ней сходство с предыдущей;

- округлите звук, дыхание берём через нос и т.д.

Поскольку певческие задачи постоянно меняются, мелодия при повторениях не надоест детям. Формулируя задания, учитель должен быть предельно лаконичен. Каждое предлагаемое им задание – это результат активной аналитической работы. Он анализирует звучание, выявляет его недостатки, выбирает, что нужно устранить в первую очередь, решает, каким приёмом это устранить.

Вторая фраза выучивается так же, как и первая, затем обе фразы соединяются. Затем исполняется весь первый куплет. Обычно труднее всего усваивается первая фраза, дальше учащиеся запоминают мелодию быстрее. Что бы закрепить выученный первый куплет, нужно повторить его 2 – 3 раза, предлагая послушать, как споёт один ряд, другой ряд одноклассников. В это время часть школьников оценивают пение поющих. Важно, что бы на уроке работали все дети, и особенно те, кто плохо поёт.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Система работы классного руководителя
Рассматривая систему работы классного руководителя необходимо изучить три направления: работа со школьниками, работа с учителями – предметниками и взаимодействие с родителями учащихся. Работа классного руководителя со школьниками. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, ре ...

Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса. Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса. Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников: богатство языка, обеспечивающее относител ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru