Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики

Новая педагогика » Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит » Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики

Страница 2

Современники и последователи Сократа отмечали, что он был очень увлеченным человеком, который ценил и любил своих учеников, однако, был с ними строг и требовал отказа от привычного уклада жизни.

Кроме всего, Сократ использовал новый для того времени метод обучения – беседу, в отличие от софистов, которые предпочитали лекции. Особенность бесед Сократа заключалась в том, что сначала обсуждались простейшие жизненные случаи, но затем темы усложнялись. При этом были использованы сравнения, метафоры, обороты, сатира, которые облегчали ученикам восприятие смысла беседы. Сократ включался в поиск истины вместе со своими учениками, исходя из знаменитого положения: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Другой стороной Сократовской учительской деятельности является его отношение к спартанской модели воспитания. Философ склонялся к ней, полагая, что в Афинах уделяется недостаточно внимания военному делу и гимнастике. «В Афинах, — говорил Сократ, — не организовано государственное обучение военному делу, но из этого не следует, что и каждый гражданин индивидуально должен относиться к нему без внимания: нет, всякий должен заниматься им, нисколько не меньше. Ни в какой другой борьбе, и вообще ни в какой профессии ты не будешь в убытке от того, что лучше разовьешь организм. Во всех человеческих профессиях тело нужно, а во всех случаях, где применяется телесная сила, очень важно возможно лучшее развитие организма.

Из всего сказанного следует, что Сократ выступил на поле общественно-педагогической деятельности, прежде всего как реформатор в области высшего образования, не меняя при этом форм этого образования, установленных софистами, но вкладывая в эти формы новое содержание.

Однако, Сократ все-таки оставался человеком своей эпохи. Некоторые его взгляды весьма противоречивы и известны под названием «Сократовы парадоксы». Кроме того, история показывает, что он довольно резко отзывался об основном демократическом институте – замещении должностей по жребию. Сократ предлагал передать власть аристократии и отстранить от нее более широкие массы населения, такие как купцы, ремесленники, земледельцы и др.

В связи с этим становится понятным, почему в оценке института рабства Сократ пребывал на уровне типичных представителей рабовладельческого общества.

Однако Сократ в то же время исходил из убеждения, что личное совершенствование каждого человека в отдельности должно привести к полной перемене общественных отношений, путем реализации в них чисто теоретических положений добра и истины.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...

Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения
С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование. Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась ...

Методические рекомендации по развитию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru