Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики

Новая педагогика » Античные философы о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит » Педагогические воззрения Сократа и его значение в истории педагогики

Страница 1

Сократ (около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.) - древнегреческий философ, родился в Афинах. Сократ является первым ученым-философом, перешедшим от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека, его души и всех составляющих. Как известно, Сократ излагал свои мысли устно, в форме дискуссий, называемых Сократовскими диалогами. Этот человек являлся величайшим просветителем своего времени. Широко известен он и своими педагогическими воззрениями. Являлся учителем Платона. К сожалению, за свои прогрессивные взгляды, Сократ был осужден афинским судом на смерть. Его обвиняли в непочтении к богам, пропаганде новых божеств и развращении молодежи.

Вся просветительская деятельность Сократа, в том числе и педагогическая, была связана с софизмом – течением, которое предполагало ложное, абсурдное или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Сократ резко критиковал софистов за пренебрежение к истине и в споре с ними пытался восстановить истинность знания, его авторитет.

В отличие от софистов, которые полагали, что цель педагогической работы – подготовка к практической деятельности, Сократ считал, что целью является моральное самосовершенствование ученика, его личностный рост, а не просто подготовка к реальной жизни и быту.

Во времена деятельности Сократа система образования расслаивалась на 2 ступени: первая ступень (основная) была связана с изучением этики, а вторая изучала специальные практические вопросы. Философ защищал такую систему образования, хотя и считал себя специалистом только в вопросах этики и, по свидетельству Ксенофонта, отсылал своих учеников к другим учителям для изучения других дисциплин.

Сократ определял интеллект как вектор любой деятельности человека. При этом он связывал его с целями и методами достижения. Сократ говорил, что счастья и гармонии достигает тот человек, у кого отсутствуют противоречия между целями и способами достижения. И, напротив, расхождение этих двух понятий ведет к чувству горести, беспокойства и приниженности. Сократ полагал, что любая деятельность человека должна основываться не только на личных интересах, но и с интересами ближних. Таким образом, ученый заложил учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям.

Сократ уделял большое внимание способностям в своей педагогической системе. История донесла до нас свидетельства древнегреческого писателя и философа Ксенофонта, который говорил: «Призраками хороших способностей Сократ считал быстрое усвоение человеком предмета, который его занимал, запоминание выученного и интерес ко всем занятиям, которые помогают хорошо вести домашнее хозяйство, управлять государством и вообще уметь воспользоваться действиями людей».

Сократ считал, что наиболее верным и надежным путем выявления способностей являлось самопознание. Он часто говорил своим ученикам слова, начертанные в Дельфийском храме: «Познай самого себя».

Учение Сократа о способностях играет важную роль в его педагогической системе, потому что именно по этому критерию он определял «право на образование» того или иного человека. Также философ по наличию определенных способностей судил о пользе, который человек может принести обществу.

Учение о способностях темно связано с проблемой учителя. Сократ говорил о том, что учительская деятельность не просто дает знания, но и вызывает у учащегося лучшие душевные силы на основе внимательного изучения его склонностей и способностей. Более того, философ называл вызов этих самых сил – «вторым рождением» и сравнивал учительскую деятельность с «повивальным искусством». В учении Сократа учитель должен был сподвигнуть воспитанника на самостоятельную добычу знаний, их анализ. Он считал, что истинное знание нельзя вложить в сознание ученика извне, оно должно вырасти из глубин его личности и с помощью учителя выйти на свет.

Схема извлечения знаний из личности воспитанника была таковой: сначала нужно было разрушить все ложные представления учащегося, показать ему, как мало он знает, а затем, уже на подготовленной почве строить систему новых представлений. Каждый этап этой системы воспринимался учеником как неизбежное, новое, но близкое, растущее из собственного «Я».

Сократ очень дорожил своей учительской деятельностью: на суде у него был выбор – или он отказывается от нее, либо его ждет смерть. Как известно, он выбрал второй путь, потому что не представлял себя вне педагогической деятельности. Последователь Сократа – Платон – оставил в своем труде «Апологии Сократа» такие слова своего учителя: «…и пока дышу и в силах, не перестану заниматься философией».

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Роль образования в формировании ценностных ориентаций молодежи
Особенности ценностных ориентаций молодежи определяются влиянием следующих факторов: возрастно-демографический; амбивалентно-транзитивный; дивиантно-деликвитный; образовательный. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17-28 лет), с социа ...

Психолого-педагогическая поддержка одаренной учащейся молодежи
- Проектирование содержание, технологии обучения, оценки, достижений достижений учащихся для системы дистанционного обучения в профильных классах по математике, информатике, истории, химии, географии; - усиление направленности деятельности студенческого самоуправления на воспитание высоконравственн ...

Критерии и уровни развития изобразительного творчества
Саккулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, как непременные составляющие творчества. Вопрос о конкретных критериях оценки детского творчества, как пишет Г.Г. Григорьева, является одним из сложнейших и нерешенных однозначно. «Как п ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru