Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников

Новая педагогика » Особенности графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР » Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников

Страница 2

Большой популярностью среди педагогов пользуется пальчиковая гимнастика, которая обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке изолированных движений, развивает точность движений пальцев.

При помощи пальцев обеих рук дети изображают различные предметы окружающего мира животных, насекомых, растения, людей, выполняющих различные действия и движения. Например, кончики пальцев рук соединены в наклонном положении ладоней, большие пальцы на «прилавке» (на указательных пальцах) – беседующие между собой покупатель и продавец.

Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Данный подход позволяет считать упражнение одним из основных методических приемов, обеспечивающим приобретение графического навыка.

Содержание графических упражнений разнообразно: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них с учетом принципов ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов буквенных знаков). Это такие упражнения, как «Графический диктант» (ребёнок по инструкции влево - вправо, вверх - вниз на листе бумаги в клеточку вычерчивает узор или фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу, по которой поедет машина; обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур, кружочки, рисунок». Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графо-моторной деятельности. Дети получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе. Применение изобразительных материалов при выполнении графических упражнений вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт работы с различными материалами с учетом их изобразительных особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. рекомендуют проводить работу по развитию графо-моторных навыков в следующих направлениях:

Формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений).

Развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений).

Обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с недостающими деталями, упражнения в дорисовывание, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Проблема эстетического вкуса и идеала в процессе эстетического воспитания дошкольников
Обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала у детей на ранних этапах развития – двух, на первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от другой. Эстетический вкус – это наиболе ...

Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
К моменту поступлению детей в школу существенно возрастают их индивидуальные различия по уровню психологического различия. Эти различия, прежде всего, проявляются в том, что дети отличаются друг от друга по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию. Они, следовательно, могут уже по-р ...

Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса. Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса. Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников: богатство языка, обеспечивающее относител ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru