Психодиагностика школьной зрелости

Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе.

Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу.

Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися психологически неготовыми к школьному обучению.

В-третьих, это задача оказания родителям, воспитателям и учителям консультативной помощи в целенаправленном формировании личности ребенка и нормализации учебной деятельности.

Рассмотрим данные задачи подробнее.

Сегодня есть возможность начать обучение с шести лет в подготовительных классах школы или детского сада или с семи лет в обычных первых классах. Поэтому задача психолога, исходя из результатов определения психологической готовности, сделать вывод о том, готов ли ребенок к обучению с шести лет или целесообразно пойти в школу после семи. Обычно в подготовительные классы направляют детей, которые по своим психологическим показателям вполне готовы к обучению уже в возрасте шести лет. Если вовремя не начать обучать такого ребенка, то его развитие затормаживается. Часто эти дети самостоятельно овладевают счетом, чтением, письмом и в школе «скучают»; обучение в первом классе не оказывает на них необходимого развивающего воздействия. Но иногда целесообразно даже не очень психологически готового ребенка рекомендовать в подготовительный класс, если есть уверенность, что щадящий режим обучения в этом классе окажет более благоприятное воздействие на психическое развитие ребенка, чем его воспитание дома или обучение в группе детского сада.

В результате диагностики психологической готовности, как правило, обнаруживаются неготовые к обучению дети. Наблюдения показывает, что если к шести годам у ребенка не формируются предпосылки готовности к обучению, то и к семи годам ребенок приходит в школу и начинает учиться, являясь фактически неготовым к систематическому обучению. Следовательно, необходимо еще до поступления в школу активизировать предпосылки готовности к школьному обучению. Конечно, одному психологу такая работа может оказаться не под силу. Но то, что не смогли сделать родители и воспитатели отдельно от психолога, они смогут сделать, объединив свои усилия. А результаты диагностики психологической готовности помогут определить наиболее несформированные стороны психики ребенка.

Для психологически неготовых к обучению в школе детей необходимо организовывать специальные индивидуальные или групповые занятия, на которых в игровой форме развивать внимание и память, мышление и речь. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к школе, снять имеющий иногда место страх перед ней. Это можно сделать на экскурсии по школе, во время которой познакомить ребят с их будущими учителями. Очень полезно поиграть с ребенком в «школу», чтобы он сам мог попробовать себя в роли учителя и ученика.

Необходимая для обучения произвольность поведения может быть сформирована как на занятиях с воспитателем, в играх по правилам, так и при выполнении несложных домашних обязанностей – ухаживание за цветами, покупке продуктов, уборке квартиры и т.д. Некоторую работу по исправлению и развитию речи может провести логопед. У детей, не имеющих грубых форм неготовности, уже за 1-2 месяца целенаправленной работы может сформироваться психологическая готовность. В случае с более сложными и стойкими явлениями психологической неготовности, возможно, потребуется отложить на год поступление ребенка в школу и проводить с ним развивающую работу в течение нескольких месяцев.

Другое о образовании:

Исторические вопросы методики преподавания математики в России
Математическое образование в России находилось в 9—13 веках на уровне наиболее культурных стран Восточной и Западной Европы. Затем оно было надолго задержано монгольским нашествием. В 15—16 веках в связи с укреплением Русского государства и экономическим ростом страны значительно выросли потребност ...

Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении
Работа с управленческими документами включает: подготовку, технологию работы с ними, систематизацию и организации архивного хранения. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности должен основываться на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Фед ...

Изучение мотивации учения младших школьников в 1классе
Вопросы анкеты составлены таким образом, чтобы выявить наличие трех видов мотивов учения: внутренних, внешних положительных и внешних отрицательных. На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru