Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Новая педагогика » Педагогическое сопровождение формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников » Особенности процесса формирования здоровьесберегающей культуры младших школьников

Страница 1

Младший школьный возраст является периодом перехода от детства к зрелости и одним из важных периодов в формировании личности. В этом возрасте происходят различные изменения: быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов, формирование навыков поведения и привычек, которые связаны со здоровьем. Тогда же дети испытывают потребность знаний о теле, биологии человека и проблемах здоровья.

Здоровьесберегающая культура является важной составляющей жизни ребенка. Ее формирование должно начинаться именно в младшем школьном возрасте, причем необходимо учитывать особенности возраста и актуальные задачи развития.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка системы отношений ребенка с окружающей действительностью. Центральное место занимает система «ребенок-учитель».Учитель является для младших школьников не только наставником, но и примером, неким образцом отношений к окружающему миру и самому себе. Поэтому именно педагог должен заложить основы здоровьесберегающей культуры .

Педагог, организовывая воспитательный процесс, должен учитывать особенности конкретной возрастной группы. У детей младшего школьного возраста еще отсутствует осознание объективной ценности здоровья, у них нет опыта «нездоровья»и они не всегда осознают негативные перспективы поведения, касающиеся несоблюдения правил здорового образа жизни. Именно поэтому работа педагога по формированию здоровьесберегающей культуры младших школьников должна быть непременно связана с формированием конкретных навыков поведения и интеграции их в актуальную для младших школьников деятельность.

Так, например, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой, чистка зубов) должно формироваться не столько через разъяснение значимости, важности данной процедуры для здоровья, сколько за счет использования такой формы поведения в игровой деятельности, обязательно значимой и представляющей интерес для ребенка, как организация соревнования между детьми. Именно в таких играх «незаметно» для самого ребенка происходит формирование полезной привычки .

При формировании здоровьесберегающей культуры необходимо учитывать новообразования возраста, которые могут стать основой здоровьесберегающего поведения. У ребенка младшего школьного возраста появляется новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, который позволяет ему освоить не только виды деятельности, связанные с заботой и укреплением собственного здоровья, но и самому контролировать соблюдение правил здорового образа жизни. Педагог может использовать такие формы воспитательной работы, основанной на самоконтроле, самооценке своего поведения со стороны детей, как ведение дневника здоровья, где отмечается соблюдение правил здорового образа жизни, самоконтроль за временем приема пищи и др. У младшего школьника происходит постепенная ориентация на группу сверстников, мнение и оценка друзей становятся так же важны, как и оценки взрослых людей. На основании этого педагогом могут быть использованы коллективные формы работы по формированию здоровьесберегающей культуры.

Выделяют следующие принципы формирования здоровьесберегающей культуры:

- принцип возрастной адекватности, проявляющаяся в том, что вся информация и формируемые навыки должны быть востребованы в повседневной жизни ребенка.

- принцип социокультурной адекватности, который заключается в том, что формируемые навыки должны находить свое отражение в актуальной культуре общества.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Нравственное развитие детей в отечественной и зарубежной психологии
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить о сензитивных периодах нравственного развития ребенка. Как отмечал Л.С. Выготский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возраст ...

Особенности музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия детей дошкольного возраста, особенно в период от начала 4-го до конца 7-го года жизни, происходит в единстве и взаимодействии двух основных линий: собственно интонационного восприятия и осознания музыки и ее индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и м ...

Выявление навыков музыкального восприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения
С целью выявления музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста на базе ДДУ №98 мною было проведено исследование. Дети были распределены в 2 группы: 1 группа – контрольная (которая занималась по программе детского сада) – 11детей; 2 группа – экспериментальная (с которой проводилась ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru