Пути и средства подготовки студентов к применению игровых технологий на этапе пропедевтики

Новая педагогика » Подготовка будущих учителей к использованию игровых технологий » Пути и средства подготовки студентов к применению игровых технологий на этапе пропедевтики

Страница 1

На этапе пропедевтики (первый курс) студенты, с одной стороны, получали некоторую первоначальную информацию об игре, специфике игровой деятельности при изучении курсов «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Общая психология», с другой стороны, субъективный опыт игровой деятельности, игровые моменты, отдельные игровые ситуации были включены в семинарские и лабораторно-практические занятия по этим дисциплинам. Пропедевтический этап был ориентирован, главным образом, на развитие эмоционально-ценностного и частично когнитивного и операционально-деятельностного компонентов игровой компетентности, его цель состояла в развитии мотивации студентов, их положительного отношения к игровым технологиям, в обеспечении их личностной включенности в игровые ситуации. При работе со студентами на этапе пропедевтики, мы учитывали особую значимость первой встречи будущего учителя с психологическим и педагогическим знанием. Учитывая слова С.Л. Рубинштейна о том, что учебный материал «может привлечь и вызвать стремление глубже в него проникнуть, иногда он может точно также сразу оттолкнуть; первые встречи иногда бывают решающими» [167, с.503], мы проводили тщательный отбор наиболее интересной информации. С этой целью были разработаны технологические карты, позволяющие выделить и акцентировать в каждой психологической и педагогической дисциплине тот учебный материал, который имеет особое значение для формирования игровой компетентности студентов.

Таблица 2

Технологическая карта по дисциплине «Общая психология»

Название

психологических

дисциплин

Учебный материал, используемый при

формировании игровой компетентности

Игровая компетентность

Общая психология

Введение в общую психологию

Сферы психики (психология познавательных процессов, потребности, мотивы и эмоционально-волевая сфера психики, индивидуально-психологические особенности психики)

Психология как современная наука, современное представление о предмете науки, ее особенностях, структуре, методах и тех состояний и психологических фактах, в которых проецируется внутренние психологические свойства и особенности, и по которым исследователи, пользуясь специальными методами, познают их. Современной категории психологии, которые раскрывают суть общепсихологической теории (сознание, деятельность, общение, личность). Теория личности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Ощущения, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Побудительные и регулятивные состояния психики. Индивидуально-психологические особенности психики.

Понятие деятельности. Основные виды деятельности, их характеристика. Игровая деятельность, ее общие и специфические черты.

Теория личности, как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Развитие в процессе игры внимания, памяти, умения регулировать свое психическое состояние. Конкретные игры на развитие внимания, памяти, саморегуляции.

Таблица 3

Технологическая карта по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»

Название

психологических

дисциплин

Учебный материал, используемый при

формировании игровой компетентности

Игровая компетентность

Введение в педагогическую деятельность

Профессионально -педагогическая деятельность учителя современной школы.

Общая характеристика педагогической профессии

Особенности профессионально-педагогической деятельности учителя на современном этапе

Педагогическое мастерство учителя

Учитель в современном учебно-воспитательном процессе

Общие и специфические качества, определяющие профессиональную культуру учителя

Самооценка и самовоспитание учителя

Учебно-познавательная деятельность студента педвуза

Самопознание и самообразование в структуре учебно-познавательной деятельности студента педвуза

Техника и культура личного труда студента педагогического вуза

Возникновение и становление педагогической профессии. Современные социально-педагогические проблемы учительского труда. Гуманистическая направленность профессии учителя. Цели педагогической деятельности.

Деятельность современного учителя: ремесло или творчество? Современный учитель как актер и художник. Современный учитель: развитие или выживание. Профессиональный идеал современного учителя: каков он?.

Учитель как субъект педагогической деятельности. Требования к личности учителя. Положение учителя в российском обществе: история и современность

Учитель как носитель культуры.

Педагогические способности и их значение в становлении учителя.

Самовоспитание в жизни великих людей. Пути и способы самовоспитания учителя. Этапы профессионального самовоспитания. Роль и значение самовоспитания в жизни современного учителя. (С привлечением результатов собственного исследования).

Учебно-познавательная деятельность в школе и педагогическом вузе: преемственность и отличия. Основные общеучебные умения и навыки студента педвуза: сущность, структура. Особенности познавательных мотивов учения студентов педвуза. Студент педвуза как исследователь.

Сущность и движущие силы самопознания и самообразования студента педвуза. Современный студент в зеркале самопознания: наиболее характерные особенности. Особенности мотивации самообразования студентов педвуза

Понятие культуры учебного труда. Техника личного труда студента педвуза. Научная организация учебного труда студента педвуза. Развитие памяти и внимания (обзор существующих методик).

Взаимосвязь гуманизации образовательного учреждения и игровой деятельности школьников. Игра – средство демократиизации отношений учителя и учащихся.

Творческие характеристики деятельности учителя. Креативность - важнейшее качество современного учителя.

Эмпатия. Толерантность, ответственность, характеристика этих профессиональных качеств.

Личностное профессиональное развитие учителя в профессиональной деятельности.

Субъект и субъектность. Что значит быть субъектом?

Качества личности учителя, необходимые для эффективной организации игры (эмпатия, ответственность, толерантность, рефлексия, креативность). Развитие педагогических способностей учителя в процессе реализации игровых технологий.

Культура игровой деятельности.

Игровые технологии в процессе проф. самовоспитания.

Основные компетенции (диагностическая, прогностическая, проектировочная, коммуникативная и.др.), их характеристика. Анализ результатов исследования готовности учителей различных предметов к реализации игровых технологий.

Игровые технологии в процессе самопознания студентов. Игра как средство стимулирования самообразовательной деятельности студента.

Применение игровых технологий в процессе формирование культуры учебного труда будущего учителя. Применение игровых процедур в диагностике.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Классификация наглядных средств обучения
Принцип наглядности обучения - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации. В современной дидактике утверждается, что принцип наглядности - это систематическая опора не только на конкретные визуальные предметы ...

Проектирование системы работы с одаренной молодежью
В соответствии с важнейшими документами в области образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция государственной молодежной политики в РФ, нормативные документы и рекомендации Минобрнауки, Рособразования, Рособрнадзора, Концепция и программа развития С ...

Методы и приёмы обучения лепке
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии. Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей спицифики деятельности ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru