Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Новая педагогика » Дидиктические принципы и методы преподавания ИЗО в начальных классах » Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения изобразительному искусству и художественному труду

Страница 9

Большое образовательное и воспитательное значение имеет демонстрация изделий и рисунков выдающихся художников, мастеров. Ученик, рассматривая рисунок, сделанный рукою большого мастера, видит, какой выразительности можно добиться, рисуя обыкновенным карандашом. Хотя этот рисунок не будет образцом, которого сможет достичь ученик, но само ознакомление с высоким профессиональным мастерством сыграет колоссальную роль.

На примерах работы выдающихся художников можно наглядно показать, как надо анализировать натуру, какими средствами добиваться эмоциональной выразительности.

Не меньшую роль в раскрытии учебных задач могут сыграть хорошо изданные иллюстрации из методических пособий.

Говоря о наглядности обучения, необходимо отметить и такую форму наглядности, как кино. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в деле обучения рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т.п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. Быстрые процессы – движения руки, нанесение штриховки, приемы работы кистью и пр. – можно показать в замедленном темпе, длительные же процессы представить быстро протекающими.

Соблюдая принцип наглядности, преподаватель должен вести дело так, чтобы всем ученикам было разъяснено и показано на примерах применение тех или иных законов и правил рисования.

Наглядность в обучении рисованию с натуры мы рассматриваем не как вспомогательное средство обучения, а как ведущее.Принцип наглядности должен пронизывать всю систему обучения изобразительному искусству.

Наглядность обучения состоит не только в том, чтобы раскрыть закономерность строения натуры, помочь детям понять процесс построения изображения, последовательности выполнения и изготовления, но и в том, чтобы научить их приемам работы. Например, школьник уже понял, что в начале изготовления аппликации методом рванки рисунок наносится легким касанием карандаша, но на практике у него это не получается. Учитель показывает, как это делается. Другой пример. Ученик неправильно пользуется резинкой: он-то сильно трет ею по бумаге, которая загрязняется от этого, и, в конце концов, протирает ее до дыр, то пытается стереть весь рисунок. Педагог показывает, как надо пользоваться резинкой, аккуратно убирая только лишние и неправильно намеченные линии.

Однако одной наглядности для успешного усвоения на практике законов рисунка мало. К ней надо присоединить активность самого ученика. При показе наглядных пособий ученик получает известные зрительные образы, которые помогают ему многое уяснить. Но при этом он остается только зрителем, его роль сводится к созерцанию того, что показывает педагог. Насколько школьник усвоил учебный материал, может показать только его самостоятельная и активная работа, когда он сам начинает проверять на практике то, что ему показал преподаватель. Отсюда вытекает принцип активности, и сознательности обучения.

Принцип сознательности и активности обучения. В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения рисованию и художественному труду рассмотрим этот принцип как один из основных.

Между понятиями «сознательность», «активность», «самостоятельность» есть известное различие, но одно без другого не существует.

Сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а сознательно овладевающий знаниями, как правило, более активен, самостоятелен.

Особое значение принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

Этот принцип требует, чтобы учитель ставил учеников в такие условия, чтобы последним приходилось добывать знания, проявлять самостоятельность. Эффективным средством реабилитации этого принципа в процессе преподавания художественного труда является работа по технологическим картам:

определить назначение и конструкцию изделия;

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое о образовании:

Университетское образование Австралии
По окончании средней школы в Австралии имеется возможность получить университетское или профессиональное образование, которое за последние 15 лет претерпело значительные изменения. Имеется 35 государственных университетов (из них некоторые были преобразованы в университеты только в конце 1980-х год ...

Технологии развития креативности педагога
Сущность педагогического творчества часто трактуют как про­цесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меня­ющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая дея­тельность является творческой по своей сути. Любая творческая деятельность, в конечном счете, всегда замы­кается на лич ...

Классификация врождённых пороков развития лица, при которых нарушается речь
Причинами возникновения нарушений речи могут быть врождённые пороки развития лица: 1) расщелина верхней губы – (заячья губа) щель в мягких тканях верхней губы. 2) расщелина нёба – (волчья пасть) расщелина в мягком и твёрдом нёбе. 3) двойная губа – складка слизистой оболочки, располагающаяся паралле ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru