В российском обществе в последнее время наметилась тенденция удаления от основ культурных традиций, корней своих предков, народной мысли, в том числе, от пословиц и поговорок как средоточия народной мудрости. Все меньше людей вникают в глубочайший смысл народных изречений. Пословицы – это блистательное проявление творчества народа. Многие великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.
Нет области человеческого бытия, которой бы ни касались пословицы.
Во-первых, пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной. Во-вторых, пословицы в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом. В-третьих, по своему содержанию пословицы очень разнообразны. Это советы, пожелания, нравоучения, философские обобщения, суждения. Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию: Каков в колыбельку, таков и в могилку, Каково семя, таково и племя, Живет в хлеву, а кашляет по – горничному, Кто без призора в колыбели, тот весь век не при деле, Не в том дело, что овца волка съела, а в том дело как она его ела. Поэтому таким успешным представляется их использование в курсе, посвященном нравственному воспитанию путем приобщения к русской культуре. Во многих пословицах до сих пор живет память об исторических событиях давно минувших дней – «Злее зла честь татарская», «Незваный гость хуже татарина», «Пропал, как швед под Полтавой», и сравнительно недавних, во время Великой Отечественной войны облетел все фронты афоризм политрука-панфиловца Клочкова – Диева: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»
Таким образом, пословицы – это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся. В нашу речь из литературных источников приходят афоризмы. Достаточно вспомнить крылатые выражения И.А. Крылова, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина («Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза», «Служить бы рад – прислуживаться тошно», «А судьи кто?», «Не пропадет ваш скорбный труд» и др.), которые прочно вошли в разговорный обиход.
Работа по нравственному воспитанию на уроках литературного чтения способствует:
приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
вырабатывает позицию непринятия зла, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, для души;
Другое о образовании:
Использование
технических средств для развития внимания у младших школьников на уроках
Применение технических средств обучения приводит к повышению качества знаний учащихся, способствуют концентрации внимания, повышают интерес к учебному материалу. Технические средства необходимы для повышения качества обучения и помогают учителю решать следующие задачи: дать учащимся более полную и ...
Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду
Методы обучения художественному труду имеют специфические черты, обусловленные познавательной деятельностью младших школьников: характером технических процессов и трудовых операций; развитием политехнического мышления, технических способностей; формированием обобщающих политехнических знаний и умен ...
Технологии развития креативности педагога
Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Любая творческая деятельность, в конечном счете, всегда замыкается на лич ...