Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста

Новая педагогика » Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Критерии и уровни сформированности нравственных качеств детей младшего школьного возраста

Страница 1

На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего человеческого прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставиться задача подготовки общественного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связана с формированием устойчивых нравственных свойств личности, ответственности, трудолюбия школьников.

Воспитание в школе строиться на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе учебная, которая, по мнению психологов, обладает большими воспитательными возможностями. Для младшего школьного возраста это особенно важно, поскольку учебная деятельность выступает как ведущая. В этом возрасте учебная деятельность оказывает наибольшее влияние на развитие школьников, определяет появление многих новообразований. Причем, в ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. В результате регламентированного характера учебного процесса, обязательного системного выполнения учебных заданий у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственного отношения.

На этой основе у ребенка меняется оценка происходящих событий, его самооценка и поведение. Указанные теоретические положения, выявленные в результате ряда исследований советских психологов, лежат в основе принципа единства обучения и воспитания. Этот принцип, строящийся на том, что в процессе учебной деятельности возможна реализация не только обучающей, но и воспитывающей функции, находит широкое применение в школьной практике.

Вместе с тем, остается невыясненным вопрос об использовании нравственных качеств, сформированных в процессе обучения, в других видах деятельности школьника. Поэтому полученные данные о сформированности нравственных качеств школьника являются, в какой то мере условными. При измерении в результат нравственного воспитания и развития обычно включается лишь конечный результат, а все промежуточные звенья не принимаются в расчет. В связи с этим результативность сформированности нравственных качеств оценивается только по внешним показателям, без учета сложных внутренних изменений. При выявлении взаимосвязи между условием и развитием личности не выделяются педагогические влияния. Кроме того, не учитываются количественные показатели, касающиеся закономерно повторяющихся факторов и явлений, влияющих на личность ученика. Следует иметь в виду, что некоторые исследователи намерены получить проявление определенного уровня воспитанности в более короткие сроки. В действительности эту результативность можно получить в ощутимом виде только после «прохождения» школьником определенного возрастного этапа развития.

Неразработанность показателей для измерения нравственных качеств, а также методов изучения и обработки диагностического материала, характеризующего формирование этой личности, не дает возможности до конца объективно устанавливать достигнутый уровень сформированности.

Таким образом, оптимальные условия сформированности нравственных качеств учащихся и его показатели должны рассматриваться с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета.

Провести глубокое и разностороннее изучение уровня сформированности нравственных качеств школьника с помощью какого – либо одного изолированного способа совершенно невозможно, поэтому наиболее эффективной системой изучения оказывается та, которая из совокупного применения различных вариантов педагогического наблюдения, бесед с учащимися, родителями, специальными анкетными опросами, анализом письменных работ учащихся, выполняемых в ходе учебных и внеклассных занятий.

В связи с этим, было предпринято исследование по формированию нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения. Мы ставили перед собой следующие цели: определить уровень сформированности нравственных качеств, складывающихся в учебной деятельности, т.е. определить изначальный уровень нравственных представлений, складывающихся из личного опыта детей; определить степень эффективности педагогических условий в процессе формирования нравственных качеств у детей.

В качестве исходного материала, на котором изучалось первоначальное представления младших школьников, были выбраны такие нравственные качества, как «ответственность» и «доброжелательность», которые всегда важны в жизни человека и актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих качеств. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств при проявлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Концепция новой начальной школы в России
В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования. Анализ практики обучения у нас в стране и за рубежом, исследования, проводимые Институтами РАО и МО РФ, концепции четырёхлетнего (В.В.Давыдов, А.М.Пышкало и др.) и шестилетнего ( В.Ф.Кривошеев ) начального обр ...

Наблюдение как метод формирования эстетических чувств старших дошкольников
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, сп ...

Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью
Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педа ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru