Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью

Новая педагогика » Концепция работы с одаренной молодежью » Содержание, организация процесса работы с одаренной молодежью

Страница 1

Концепция включает разъяснение сущности ключевых понятий: «одаренность», «интеллектуальные способности», «интеллектуальное воспитание», разработку модели работы с одаренной молодежью в системе довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, критерии отбора, технологию организации психолого-педагогического сопровождения и поддержки.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.

Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности: порождение новых идей, использование инновационных подходов к решению проблем.

Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.

В системе общих способностей выделяются познавательные (интеллектуальные) способности:

Конвергентные способности: скорость переработки информации, поиск и нахождение единственно правильного решения, способность к выявлению закономерностей; комбинировать в разных сочетаниях элементы проблемной ситуации.

Дивергентные способности (или креативность); способность порождать множество оригинальных идей.

Обучаемость: способность к усвоению знаний и способов деятельности, критерии обучаемости: количество дозированной помощи; перенос знаний.

Познавательные стили.

Познавательный стиль – это:

а) способ выполнения интеллектуальной деятельности;

б) стиль – это комплекс интеллектуальных способностей;

в) стиль контролирует базовые познавательные процессы;

г) стиль – это индивидуальный способ представления информации;

д) это индивидуальный способ постановки и решения проблем.

В контексте предлагаемого подхода каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта.

Интеллектуальные возможности личности – один из базовых психологических ресурсов, который лежит в основе самодостаточной, инициативной и продуктивной жизнедеятельности.

Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному студенту индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: во-первых, повышение продуктивности интеллектуальной деятельности (за счет формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи и т.д., в том числе в ситуации решения учебных задач) и, во-вторых, рост индивидуального своеобразия склада ума (на основе учета индивидуальных познавательных склонностей, предпочитаемых способов познания, избирательности в выборе учебного материала и т.д.).

Наиболее общими критериями (показателями) оценки и отбора одаренных учащихся, предшествующими глубокой специальной диагностике, являются:

а) наличие высоких достижений в каком-либо виде деятельности (учеба, научная, творческая, художественная или социальная деятельность): победы, отличия в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях;

б) высокий уровень мотивации, направленности к овладению знаниями, к творческой деятельности;

в) наличие лидерских качеств, признание авторитета окружающими.

В условиях образовательного учреждения одаренность студентов проявляется в академической, научно-исследовательской, научно-информационной, социокультурной деятельности.

Академическая деятельность предполагает в организации процесса обучения применение комплекса моделей обучения, ориентированных на развитие интеллектуальных способностей.

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Психодиагностика интеллектуальной готовности к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственн ...

Певческое самовыражение на уроках Александровой В.В
Александрова Вероника Валерьевна учит школьников владеть голосом как "инструментом". В данном компоненте исходной позицией выступает интонационная выразительность голоса, показателем которой является не столько чистота интонации сама по себе, точность воспроизведения какой-либо последоват ...

Безотметочное обучение в новой модели начальной школы в России
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы. В ходе её разработки и создания предусматривается переход на безотметочную систему обучения на протяжении всёй начальной школы. Однако у субъектов широкомасштабного эксперимента до сих пор нет чётко ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru