Воспитанность как комплексное свойство личности

Новая педагогика » Критерии воспитанности в современной школе » Воспитанность как комплексное свойство личности

Страница 2

Изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:

· конкретизировать цели воспитательной работы;

· дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности;

· обеспечить индивидуальный подход к личности каждого школьника;

· обосновать выбор содержания и методов воспитания;

· соотнести промежуточный с первоначально зафиксированным результатом;

· видеть близкие и более отдаленные результаты воспитательной системы.

Общепринято считать интегральным показателем воспитанности школьников их общественную направленность, которая выражается во взглядах, убеждениях, идеалах личности.

З. И. Васильева обращает внимание на то, что направленность при высоком уровне ее сформированности характеризуется социально значимыми личностными образованиями — научным мировоззрением и идейностью, ценностными ориентациями. На разных возрастных этапах направленность проявляется в виде простых образований: отношений к окружающей действительности, труду, людям. Эти отношения выражаются в действиях и поступках, в суждениях, оценках и самооценках. Репрезентативным показателем воспитанности школьника З. И. Васильева признает наличие социально-нравственных качеств. С этой целью она предлагает изучать как отдельные качества личности, так и их комплексы и совокупности. По уровню их сформированности и дается общая оценка воспитанности школьников.

Качества личности, по определению Л. И. Божович, «представляют собой результат усвоения ребенком существующих в данном обществе форм поведения. По своей психологической природе они являются как бы синтезом, сплавом специфического для данного качества мотива и специфических для него форм и способов поведения». Такая трактовка качеств личности в свое время обогатила теорию, вывела ее на мотивацию, на взаимосвязь мотивов со способами поведения и в какой-то мере подвела к пониманию качеств в связи с деятельностью.

Нравственные качества формируются на основе и в связи с другими личностными образованиями, раскрывающими отношения человека к обществу, труду, гуманное отношение к людям и принципиально-требовательное к самому себе, Вступая во взаимодействие, они рождают новые свойства — воспитанность личности. Однако, отмечая близость категорий качества и воспитанности, мы не отождествляем их, поскольку определенные качества присущи всем людям, а воспитанность — далеко не каждому. Воспитанность личности определяется не отдельными качествами, а их совокупностью, нравственным содержанием и направленностью, уровнем развития. Воспитанность — это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных социально значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет (соблюдение правил поведения в регламентированной форме) и культуру общения. Преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности позволяет говорить о ее невоспитанности.

В определении признаков воспитанности школьников необходимо учитывать их возрастные возможности. Будучи объектом воспитания, школьники становятся субъектами активной деятельности и самовоспитания не сразу, а по мере того, как развиваются их интеллектуальные возможности, способность к оценке и самооценке, регуляции своего поведения и поведения других, самостоятельной организации деятельности. При этом признаком становления воспитанности выступает самостоятельное принятие правильного поведенческого решения, степень проявления саморегуляции.

Учителю и классному руководителю нужно помнить, что самостоятельность выражается в умении ставить перед собой цели и задачи, принимать решения и делать оправданный, обоснованный выбор способов деятельности. Тенденция к осуществлению самостоятельных волевых поступков на основе усвоенных нравственных принципов и норм, моральных убеждений и привычек отражается в саморегуляции.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Особенности правового регулирования сферы дошкольного образования
Дошкольное образование, в силу своих содержательных свойств, обладает определенной спецификой, которую следует учитывать при решении задач, связанных с его реформированием. В нормативных правовых актах, в частности в Законе РФ «Об образовании» отражены некоторые особенности регулирования дошкольног ...

Организация обучения элементам дизайна как условие развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста
Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки призван взрослый: научить ребенка «активно» видеть красоту действительности, природного окружения и произведений ...

Содержание экспериментальной работы по развитию речи младших школьников
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы развитие речи младших школьников, было проведено исследование. Экспериментальная работа проводилась на базе 2 классов МОУ Погорельской общеобразовательной школы. Экспериментальная работа проводилась на баз ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru