Воспитательные традиции христианских народов

Новая педагогика » Традиции воспитания христиан и мусульман » Воспитательные традиции христианских народов

Страница 2

Конечно, на снижении рождаемости, несомненно, сказываются социальные, производственно-экономические и бытовые условия жизни людей, а также до крайности доведенная так называемая эмансипация женщины. Но все же главная причина не в этом. Ибо такое явление наблюдается и в материально обеспеченных семьях.

Подвиг самоотвержения. Главная причина — неверие в Бога, крайнее себялюбие, упадок нравственности, чрезмерная привязанность к мирской суете и удовольствиям, стремление к спокойствию и удобствам. Большинство людей забывает, а многие и не ведают вовсе о том, что земная жизнь вследствие греховности людей не может быть чем-либо иным, как трудом, постоянным подвигом самоотвержения и смирения, терпения скорбей и лишений ради достижения чистоты и святости, ради Царствия Божия, ради будущей блаженной жизни. Потеряно правильное понятие о том, что такое земная жизнь, забыта и отвергнута уверенность, что после нее наступит другая, вечная жизнь; и вот счастья и радости стали люди искать только на земле.

По словам Златоуста, родители, которые не заботятся дать христианское воспитание своим детям, суть “детоубийцы”. “Те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, — говорит он, — бывают детоубийцами, и жесточе детоубийц, поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души”.

Если бы у нас было надлежащее воспитание, то не было бы такой преступности среди подростков и юношества. “Если бы родители, — говорит Златоуст, — тщательно воспитывали своих собственных детей (в благочестии и благонравии), то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни мщений, ни наказаний и публичных казней . Но так как мы не заботимся о них, то и подвергаем их большему злу, и предаем в руки палачей, и постоянно толкаем в пропасть”.

Без веры нет нравственности. Известный русский педагог К.Д. Ушинский говорит: “Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели”.

Нам надо твердо помнить, что без веры (религии) и благочестия не может быть устойчивой и доброй нравственности. Без веры и благочестия все нравственные уроки родителей бессильны и непрочны. Где нет веры и благочестия и любви ко Христу Спасителю, не может быть продолжения и развития нравственной жизни, как в ветви, отсеченной от дерева; а где нет такой жизни, там не может быть и плодов ее.

По словам Златоуста, учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение. Дела говорят сильнее слов, и добрый пример бывает лучше всякого поучения. И обратно, если дитя видит худой пример со стороны родителей, не ждите плода от добрых наставлений — пример все погубит. Неопытное дитя идет по следам своих воспитателей. Таково свойство детской души, в которой еще не развита деятельность мысли, а действует одна лишь память и чувственная наблюдательность.

Дети — зеркало родителей. Вот почему родители должны “свято ходить пред очами чад своих”, блюсти себя, чтобы чем-либо во взаимных отношениях и отношениях с ближними — словом или делом — не подать худого примера своим детям. И если дети будут видеть в своих родителях грубость в словах и во взаимных отношениях, упрямство, неуступчивость, сварливость, гневливость, ложь, нескромность, то, по подражанию, они сами станут такими же в обращении со своими сверстниками, а потом, в дальнейшей жизни, и с окружающими людьми, и со своими родителями.

“Ваш пример, отцы и матери, — говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), — ваше поведение сильнее слов и наставлений действует на юные сердца . Не говорите ребенку неправду, и он будет стыдиться лжи. Если упрекаете его за резкость укоризны и жестокость слов, а сами за минуту перед тем делали грубый выговор, то вы бьете воздух. Вы учите сына страху Божию, а сами клянетесь без нужды и с забвением Бога правды: поверьте, наставление ваше пропадет без плода”.

“Вы воспитываете ребенка, — пишет известный педагог А.С. Макаренко, — в каждый момент вашей жизни, даже когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами — все это имеет для ребенка большое значение”.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Образовательная задача. Определение, сущность, цели
Безусловно, каждый детско-взрослый проект является обучающим. Вполне понятно, что протекание этого процесса немыслимо без активного взаимодействия между обучающими и обучающимися. Данную особенность обучения некоторые ученые считают определяющей для раскрытия его сущности. Тем не менее, нельзя сказ ...

Формирование ценностных ориентаций сельских школьников
Анализ ведущих тенденций социокультурного развития сельской молодежи, их жизненных ценностей, социальных ориентиров, отношения к базовым социальным ценностям предоставляет богатый материал для постановки и решения новых педагогических проблем. Сельская молодежь является перспективной группой сельск ...

Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Устная речь протекает в условиях непосредственного общения, поэтому она быстрее по темпу и менее полная. В процессе речи используются нелингвистические средства выражения смысла – мимика и жесты. Эти средства, дающие дополнительную информацию в устном сообщении, отсутствуют в письменной речи. К пер ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru