Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.
Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.
Уроки изобразительной деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликация).
Обучение изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью может осуществляться не только в ходе обязательных уроков, но также во внеклассной работе.
Анализ научной литературы, опытно – экспериментальная работа на базе УО «Антопольская государственная вспомогательная школа – интернат» позволили сделать следующие выводы:
1. Качество образования во многом зависит от сформированности у обучающихся познавательного интереса, который включает в себя:
– эмоциональный фактор (радость и удовлетворение от процесса познания нового, адекватные эмоциональные реакции на возникшие ситуации),
2. Методика развития сенсорно – перцептивной сферы детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью сочетает дидактические средства, направленные на формирование положительного отношения учащегося не только к окружающим, но и к:
– содержанию учебного материала (включение в содержание учебной дисциплины материалов яркий эмоционально насыщенных, дополняющих учебный материал);
– процессу усвоения знаний, умений (активизация познавательных процессов учащихся посредством организации их самостоятельной и творческой работы, применения разнообразных активных методов и форм обучения, наглядности, ТСО; дидактические игры; работа в малых группах);
– процессу взаимодействия в системе «учитель – ученик», «ребенок – окружающие люди» (развитие интереса к личности самого учителя и процессу взаимодействия с ним, содержательное общение педагога с учащимися во внеурочное время).
3. Процесс сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью будет более успешным, если выполняются следующие дидактические условия:
– выявление «глубины» аффективной дезадаптации и ее соотношения с уровнем несформированности (недоразвития) познавательной деятельности.
– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение развития личности каждого учащегося, тесное сотрудничество воспитателями, родителями и психологом в рамках мониторинга качества образования и воспитания;
– рефлексия хода и результатов учения с акцентом на положительных моментах. Важно, чтобы каждый ребенок сам понимал, как он выполнил задание, какой новый ценный опыт приобрел и адекватно реагировал на случившиеся неудачи;
4. Проведенное исследование не является исчерпывающим. Необходима дальнейшая разработка проблемы сенсорного воспитания детей с тяжелой и умеренной интеллектуальной недостаточностью, в частности:
– усиление теоретической базы исследования, разработка психофизиологических, логических, дидактических основ сенсорного воспитания у детей;
– проведение полноценного педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного) с целью проверки эффективности предложенного проекта программы по изобразительной деятельности и комплекса дидактических условий развития познавательного интереса на материале различных дисциплин;
- так как при исследовании детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью достаточно сложно определить количественные показатели необходимо тщательно проводить исследования сенсорно-перцептивной сферы и регулярно отмечать минимальные изменения в карте развития;
– разработка учебно-методических комплексов для работы учителей-дефектологов обеспечивающих возможность осуществлять коррекционно-воспитательный процесс.
Другое о образовании:
Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у
детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...
Методика разучивания песни на уроке
Работа над школьной песней – процесс многоплановый. Что бы воплотить в исполнение художественный замысел композитора, учителю музыки необходимо не только овладеть репетиционным жестом для лучшего обращения с классом с целью подчинения его своей воле, но и провести большую трудоёмкую предварительную ...
Физика колебаний. Свободные
колебания
Хорошо известно, что в ряде случаев тело, получившее некоторое возмущение и предоставленное самому себе, после этого совершает колебания. Хотя такие свободные колебания сами по себе редко используются в технике, знакомство с ними необходимо, поскольку их роль в колебательном процессе чрезвычайно ва ...