В дошкольном учреждении дети должны не только обучаться практическим музыкальным умениям, в том числе и слушанию музыки, но и получать необходимые знания о музыке, интересные сведения о жизни и творчестве выдающихся композиторов прошлого и настоящего, а также наиболее ярких особенностях музыкальных произведений, предлагаемых дошкольникам для слушания. Одному из важных направлений в развитии музыкального восприятия связана с приобщением детей к классической музыке.
Дети имеют интуитивное чувство музыки. Это заключается в положительном реагировании ребенка на ее звучание уже с раннего возраста. Очень рано они начинают воспринимать классическую музыку.
Классика (от лат. classikus – «образцовый») – образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.
Развивая музыкальное искусство, передовые композиторы отражают, творчески развивают и обогащают музыкальные традиции своих предшественников. К примеру, в выдающихся творениях величайшего в истории западноевропейской, музыки композитора-симфониста Л. Ван Бетховена ощутима преемственность симфонических принципов Й. Гайдна и В. Л. Моцарта. А в ранних бетховенских симфониях чувствуются интонации, характерные для венской музыки XVIII века.
Традиции основоположника русской классической музыки М. И. Глинки нашли свое продолжение не только у композиторов «Могучей кучки», но и в творчестве их современника – П. И. Чайковского.
Творчество Д. Д. Шостаковича в большой мере связано с традициями русской классики, к которым прежде всего можно отнести пристальный интерес к своей эпохе, человеческой личности, а эти черты были во многом присущи корифеям русской музыкальной культуру XIX века: П. И. Чайковскому и М. П. Мусоргскому.
Для формирования хорошего музыкального вкуса ребенка очень важно создать систему развития познавательного интереса и любви к музыкальной классике. Ведь классическая музыка поистине является эталоном Красоты, Гармонии и Совершенства. Именно поэтому приобщение детей к классической музыке должно быть ведущим направлением их музыкального развития.
Музыкально-эстетические воспитание детей будет значительно полнее и многограннее, если последовательно знакомить их и с народным музыкальным искусством, и с высокими образцами музыкальной классики. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.
Огромное значение классической музыке в вопросах нравственного воспитания детей придавал В. А. Сухомлинский. В своей книге «Павлышская средняя школа» Василий Александрович раскрывает целую систему приобщения детей к миру классической музыки, которая основана на том, чтобы «из года в год перед учениками постепенно открывался мир больших идей, отраженных в музыке: идеи братства и дружбы людей (Девятая симфония Бетховена), идеи борьбы человека против безжалостного рока (Шестая симфония Чайковского), борьбы сил прогресса и разума против тёмных сил фашизма (Седьмая симфония Шостаковича)». На первый взгляд может показаться, что некоторые крупные симфонические произведения, включенные в репертуар для слушания в детском саду, сложны для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Однако если в дошкольном учреждении организована системная целенаправленная и последовательная работа по развитию детского музыкального восприятия путем слушания музыки, начиная с раннего возраста, дети уже в пять лет будут в достаточной степени подготовлены для слушания довольно сложных для восприятия произведений музыкальной классики. Более того, они уже в состоянии дать эмоциональную и словесную оценку этим произведениям.
Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности, педагог особое внимание должен уделять отбору материала для работы с детьми – музыки для слушания. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности. Только при таком условии может достигаться максимальный педагогический эффект в развитии музыкального восприятия детей.
Другое о образовании:
Внимание как познавательный процесс человека
Внимание - один из познавательных процессов человека; процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключае ...
Организация совместной деятельности родителей и детей
Одна из главных задач педагогов - это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах. Например, формы познавательной деятельности: общественные смотры знаний творче ...
Определение и назначение системы дополнительного образования
По мнению многих теоретиков и практиков, формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном неформальном образовании, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопреде ...