Формирование двигательных функций ребенка

Страница 2

М. Б. Мак-Гроу считает, что развитие таких двигательных функций, как умение подняться из лежачего положения, ходьба и т. и., отражает усиление контроля со стороны развивающейся коры мозга над движениями тела, т. е. отражает процесс созревания нервной системы. Что же касается таких двигательных навыков, как письмо, шитье и т. д., то здесь ведущую роль М, Б, Мак-Гроу отводит научению, считая, что в таких случаях происходит интеграция многих движений и получаются сложные по структуре двигательные акты, которые не могут возникнуть спонтанно.

Чрезвычайно интересен анализ М. Б. Мак-Гроу формирования некоторых из таких сложных двигательных актов, Например, в формировании комплекса движений, нужных для того, чтобы подняться из лежачего положения, отмечаются следующие стадии: новорожденное дитя, положенное на живот, упирается лицом, согнутыми руками и ногами в поверхность, на которой лежит; голова иногда на момент поднимается, возможны ритмические движения ногами (стадия А). В течение последующих 3 месяцев ребенок достигает способности держать голову поднятой более длительное время (но она все еще качается вверх и вниз), руки менее согнуты (стадия В). Следующая стадия (С), наиболее выраженная к 5 месяцам, характеризуется тем, что ребенок уже поднимает голову и грудь, используя локти и кисти рук для поддержки. Далее отмечается все большее использование рук и ног для передвижения туловища (стадии D-I). В период 5-6 месяцев ребенок научается подтягивать к себе предмет (стадии D-E), затем около 7 месяцев становится на четвереньки (стадия f) и на колени (G), Несколько позднее — в 8-9 месяцев — ползает и ходит на четвереньках (стадии H и I).

Новорожденный младенец, если его приподнять под мышки, делает шагающие движения, хорошо выраженные уже в первые 3 неделя. На 4-м месяце шагающие движения более не отмечаются: улучшается удержание головы (стадия В). В 7 месяцев ребенок переступает, сгибая и разгибая туловище, теперь шагательные движения (стадия С) существенно отличаются от таковых у новорожденного. Далее он переступает без поддержки (стадия Е), постепенно в движении начинают принимать участие пальцы стопы и пятки (стадия F), и, наконец, получается хорошо интегрированная локомоция (стадия G).

По М. Б. Мак-Гроу, развитие этих локомоций есть результат созревания коры мозга. С этим нельзя согласиться полностью — нужно уточнить, что и процесс научения играет здесь очень значительную роль.

Дело не только в том, что безусловно-рефлекторная дуга того или другого рефлекса начинает получать импульсы из ее корковой ветви, но и в том, что через корковое представительство эта рефлекторная дуга включается в условную связь с другими пунктами коры.

Стадии, описываемые М. Б. Мак-Гpoy, очень точно совпадают со сроками созревания соответствующих морфологических структур. По данным Н, С. Преображенской, созревание системы подкорковых образований происходит раньше, чем созревание коры, и неодновременно (вследствие неоднородности происхождения этих образований и их разного функционального значения).

Всеми авторами, изучавшими развитие ребенка, особо отмечалось то обстоятельство, что кинестетические раздражения обычно связаны с положительными эмоциональными реакциями. Поэтому все авторы подчеркивают потребность ребенка в движении наряду с другими его биологическими потребностями. У детей первого месяца жизни отмечается плач и беспокойство при ограничения движений (спеленывании); младенец сразу успокаивается, когда его освобождают от пеленок и он получает возможность двигать конечностями.

У более старших детей, когда они начинают ползать, вставать, ходить и т.д., каждое выполнение движения сопровождается яркими эмоциональными реакциями.

Дети, лишенные возможности свободных движений, эмоционально вялы.

Возможно, что именно положительные эмоции, возникающие при движении, являются стимулом к их повторению. Пятимесячный ребенок, с напряжением и кряхтением делающий попытки сесть в течение 10 и более минут подряд, семимесячный ребенок, с таким же упорством питающийся встать на ноги, проявляют все признаки радостного оживления. Если в это время попытаться уложить ребенка и прекратить его движения, то он будет кричать, плакать и сопротивляться,

М. Ю. Кистяковская находит, что наибольшая устойчивость и наибольшее разнообразие эмоциональных реакций у ребенка проявляются при выполнении более сложных по структуре движении.

Н. М. Щеловановым и Н. Л. Фигуриным, а также рядом других авторов было описано следующее явление. Если ребенок поставлен в условия хронической гиподинамии, то у него развиваются своего рода компенсаторные двигательные акты: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т, п. Эти компенсаторные движения отличаются стереотипией и быстро становятся автоматическими. Потребность ребенка в движениях в какой-то мере удовлетворяется такими двигательными автоматизмами. Но, как совершенно справедливо указывает М.Ю.Кистяковская, эти движения очень затрудняют развитие у ребенка нужных ему «прогрессивных» двигательных актов. Запущенный в педагогическом отношении ребенок при попытке научить его действиям с тем или другим подметем или вызвать у него какой-то Двигательный акт (ходьбу, лазанье) будет оставаться пассивным, продолжая раскачиваться или сосать палец. Стереотипы компенсаторных движений возможно разрушить только систематическими и очень упорными занятиями по развитию у него самых разнообразных движений.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Развитие творческих способностей через обучение решению текстовых задач
Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи. Не останавливаясь на неоднократно отмечавшемся значении таких задач, как простейшей, но достаточно четкой модели применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод р ...

Монологическая речь
Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является фо ...

О математическом творчестве
Прогресс человечества неразрывно связан с творчеством, с созданием нового, с возникновением идей, позволяющих взглянуть на, казалось бы, хорошо известные явления с неожиданных позиций. Теперь в эпоху ускоренного научно-технического прогресса особенно важно добиться того, чтобы как можно большее чис ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru