М. Б. Мак-Гроу считает, что развитие таких двигательных функций, как умение подняться из лежачего положения, ходьба и т. и., отражает усиление контроля со стороны развивающейся коры мозга над движениями тела, т. е. отражает процесс созревания нервной системы. Что же касается таких двигательных навыков, как письмо, шитье и т. д., то здесь ведущую роль М, Б, Мак-Гроу отводит научению, считая, что в таких случаях происходит интеграция многих движений и получаются сложные по структуре двигательные акты, которые не могут возникнуть спонтанно.
Чрезвычайно интересен анализ М. Б. Мак-Гроу формирования некоторых из таких сложных двигательных актов, Например, в формировании комплекса движений, нужных для того, чтобы подняться из лежачего положения, отмечаются следующие стадии: новорожденное дитя, положенное на живот, упирается лицом, согнутыми руками и ногами в поверхность, на которой лежит; голова иногда на момент поднимается, возможны ритмические движения ногами (стадия А). В течение последующих 3 месяцев ребенок достигает способности держать голову поднятой более длительное время (но она все еще качается вверх и вниз), руки менее согнуты (стадия В). Следующая стадия (С), наиболее выраженная к 5 месяцам, характеризуется тем, что ребенок уже поднимает голову и грудь, используя локти и кисти рук для поддержки. Далее отмечается все большее использование рук и ног для передвижения туловища (стадии D-I). В период 5-6 месяцев ребенок научается подтягивать к себе предмет (стадии D-E), затем около 7 месяцев становится на четвереньки (стадия f) и на колени (G), Несколько позднее — в 8-9 месяцев — ползает и ходит на четвереньках (стадии H и I).
Новорожденный младенец, если его приподнять под мышки, делает шагающие движения, хорошо выраженные уже в первые 3 неделя. На 4-м месяце шагающие движения более не отмечаются: улучшается удержание головы (стадия В). В 7 месяцев ребенок переступает, сгибая и разгибая туловище, теперь шагательные движения (стадия С) существенно отличаются от таковых у новорожденного. Далее он переступает без поддержки (стадия Е), постепенно в движении начинают принимать участие пальцы стопы и пятки (стадия F), и, наконец, получается хорошо интегрированная локомоция (стадия G).
По М. Б. Мак-Гроу, развитие этих локомоций есть результат созревания коры мозга. С этим нельзя согласиться полностью — нужно уточнить, что и процесс научения играет здесь очень значительную роль.
Дело не только в том, что безусловно-рефлекторная дуга того или другого рефлекса начинает получать импульсы из ее корковой ветви, но и в том, что через корковое представительство эта рефлекторная дуга включается в условную связь с другими пунктами коры.
Стадии, описываемые М. Б. Мак-Гpoy, очень точно совпадают со сроками созревания соответствующих морфологических структур. По данным Н, С. Преображенской, созревание системы подкорковых образований происходит раньше, чем созревание коры, и неодновременно (вследствие неоднородности происхождения этих образований и их разного функционального значения).
Всеми авторами, изучавшими развитие ребенка, особо отмечалось то обстоятельство, что кинестетические раздражения обычно связаны с положительными эмоциональными реакциями. Поэтому все авторы подчеркивают потребность ребенка в движении наряду с другими его биологическими потребностями. У детей первого месяца жизни отмечается плач и беспокойство при ограничения движений (спеленывании); младенец сразу успокаивается, когда его освобождают от пеленок и он получает возможность двигать конечностями.
У более старших детей, когда они начинают ползать, вставать, ходить и т.д., каждое выполнение движения сопровождается яркими эмоциональными реакциями.
Дети, лишенные возможности свободных движений, эмоционально вялы.
Возможно, что именно положительные эмоции, возникающие при движении, являются стимулом к их повторению. Пятимесячный ребенок, с напряжением и кряхтением делающий попытки сесть в течение 10 и более минут подряд, семимесячный ребенок, с таким же упорством питающийся встать на ноги, проявляют все признаки радостного оживления. Если в это время попытаться уложить ребенка и прекратить его движения, то он будет кричать, плакать и сопротивляться,
М. Ю. Кистяковская находит, что наибольшая устойчивость и наибольшее разнообразие эмоциональных реакций у ребенка проявляются при выполнении более сложных по структуре движении.
Н. М. Щеловановым и Н. Л. Фигуриным, а также рядом других авторов было описано следующее явление. Если ребенок поставлен в условия хронической гиподинамии, то у него развиваются своего рода компенсаторные двигательные акты: раскачивание тела из стороны в сторону, рассматривание своих рук, навязчивые движения руками, сосание пальцев и т, п. Эти компенсаторные движения отличаются стереотипией и быстро становятся автоматическими. Потребность ребенка в движениях в какой-то мере удовлетворяется такими двигательными автоматизмами. Но, как совершенно справедливо указывает М.Ю.Кистяковская, эти движения очень затрудняют развитие у ребенка нужных ему «прогрессивных» двигательных актов. Запущенный в педагогическом отношении ребенок при попытке научить его действиям с тем или другим подметем или вызвать у него какой-то Двигательный акт (ходьбу, лазанье) будет оставаться пассивным, продолжая раскачиваться или сосать палец. Стереотипы компенсаторных движений возможно разрушить только систематическими и очень упорными занятиями по развитию у него самых разнообразных движений.
Другое о образовании:
Программа работы с одаренной
молодежью в СГУ
Организация работы с одаренными учащимися в системе довузовской подготовки С целью совершенствования механизмов выявления, отбора одаренных школьников – будущих студентов университета, создания условий для развития их творческих возможностей целесообразно: - реализовать сетевой подход к объединению ...
Экспериментальное исследование уровня экологических знаний и эмоционального
отношения к природе детей старшего дошкольного возраста
Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень сформированности экологических знаний эмоционального отношения к природе детей 5-6 лет. Исходя из цели исследования определены следующие задачи: 1. Выявить уровень знаний о неживой природе 2. Выявить уровень знаний о ...
Обучение рисованию детей дошкольного возраста
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач: · во-первых, необ ...