История и перспективы экологического образования

проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.

В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась воспитанникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования, а в конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.

Целью современного экологического образования является формирование экологичной личности, под которой понимается личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания.

Таким образом, общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования: формирование адекватных экологических представлений, формирование отношения к природе, формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

В сфере формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на следующих основных положениях:

а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе,

б) энергетический обмен между техносферой и биосферой,

в) мир природы как духовная ценность,

г) взаимосвязь природных условий и развития общества.

Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.

В сфере формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у воспитанников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокие показатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значение имеет формирование субъектной модальности отношения к природе.

В сфере формирования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении воспитанниками умениями и навыками: эстетического освоения природных объектов, получения научной информации о мире природы, взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды, природопользования в естественной среде, природоохранной деятельности.

В процессе обучения данным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.

Другое о образовании:

Особенности формирования общения у детей с умственной отсталостью
По мнению Е.Н. Винарской функциональная способность нервных клеток проекционных полей коры у детей с умственной отсталостью сравнительно сохранна. Поэтому у детей с умственной отсталостью относительно сформирован эмоциональный аспект коммуникативно-познавательной способности, т.е. могут быть развит ...

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

История возникновения метода проектов
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесен в общеобразоват ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru