проблемы экологического образования находятся в центре внимания международного сообщества. Стратегическим направлением решения экологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческого аппарата.
В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затем информация экологического характера сообщалась воспитанникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессе биологического образования. С 80-х гг. формируется система собственно экологического образования, а в конце 90-х гг. под влиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейших стратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционных подходов.
Целью современного экологического образования является формирование экологичной личности, под которой понимается личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания.
Таким образом, общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования: формирование адекватных экологических представлений, формирование отношения к природе, формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.
В сфере формирования экологических представлений содержание экологического образования базируется на следующих основных положениях:
а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе,
б) энергетический обмен между техносферой и биосферой,
в) мир природы как духовная ценность,
г) взаимосвязь природных условий и развития общества.
Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений направлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.
В сфере формирования субъективного отношения к природе содержание экологического образования заключается в развитии этого отношения у воспитанников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокие показатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значение имеет формирование субъектной модальности отношения к природе.
В сфере формирования стратегий и технологий экологической деятельности содержание экологического образования заключается в овладении воспитанниками умениями и навыками: эстетического освоения природных объектов, получения научной информации о мире природы, взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды, природопользования в естественной среде, природоохранной деятельности.
В процессе обучения данным технологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.
Другое о образовании:
Современная система образования США
Современная система образования США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе опред ...
Ознакомление с животными на занятии
Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями пр ...
Стадии развития коллектива
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разрабатывавшим теорию коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную тех ...