Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках природоведения

Страница 2

Работа с загадками способствует всему курсу обучения в начальной школе. Образность, простота – вот что привлекает детей в загадке. Загадки можно использовать для составления кроссвордов. Работа, с которым будет для ребят минутой приятного отдыха, разрядкой перед более трудной, работой, заданием или же предисловием к изучению нового материала.

Важно отличить, что педагогически оправданным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного программного материала с зашифрованными природоведческими понятиями и терминами.

Процесс усвоения природоведческих знаний младших школьников предполагает взаимосвязь восприятия, осмысления, запоминания и усвоения изученного. Особая роль при этом принадлежит применению знаний, как в знакомой ситуации, так и в новой отличающейся от привычной.

Н.И. Грюцева, методист Смоленска педагогического института, рекомендует использовать разработанную на основе программного природоведческого материала систему познавательной задачи, которая доступна младшим школьникам и способствует целенаправленному формированию у них умения применять знания в новой учебной ситуации. Примеры таких заданий для учеников 3 класса (I-IV) даны в приложении №8. Познавательные задания способствуют развитию гибкости мышления, помогает детям учиться, думать, накапливать опыт творческой деятельности.

В.В. Титова, методист Калужского педагогического института, рекомендует учителям на уроках познания мира проводить опрос различными способами, сочетать опросы по карточкам, фронтальный и индивидуальный. Все это позволяет учителю повысить интерес учащихся к уроку, проверять знание программного материала у большой группы детей, индивидуального подхода к каждому ученику в классе. Карточки могут быть очень разными по содержанию, объему, оформлению. Кроме того, они рассчитаны на сильных, средних и слабых учеников по уровню усвоения ими этого предмета, что позволяет использовать «зону ближайшего развития каждого ученика», а соответственно, поверить в свои возможности всем учащимся класса.

Опыты и практические работы дают возможность реализовать один из важнейших принципов обучения – принцип наглядности. При изучении курса познания мира в младших классах это имеет конкретно-образный характер. Во-вторых, процесс познания природы начинается с восприятия единичных чувственно - воспринимаемых предметов и явлений. В-третьих, дает возможность учить детей целенаправленно наблюдать многообразие предметов и явлений природы и в словесной форме описывать результаты наблюдений. На основе этого у учащихся формируются представления об явлениях природы, после чего можно формировать понятия. Исходя из этого В.В. Титова утверждает, что наглядность способствует развитию мышления учащихся от конкретно-образного к абстрактному, лучшему усвоению теоретических знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс их усвоения более легким, способствует их прочности. Для проведения любой практической работы В.В. Титова рекомендует составлять план.

Природоведческий материал лает широкие возможности для использования его при составлении задач. И это не только интересный цифровой материал. Ребенок сам видит, какое значение для человека имеет животное или растение, что очень важно именно сейчас, когда люди так активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем грозит экологическая катастрофа. Учитель сам или вместе с учениками может составить такую задачу. Чувство удивления, которое возникает при решении ее у ребят – начало к работе мысли, что очень важно, если мы хотим учить ребенка мыслить, анализировать факторы.

Таким образом, опыт убеждает, что применение методов и приемов, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся, таких как:

содержание учебного материала установление межпредметных и внутрипредметных связей;

привлечение занимательности, дидактических игр, викторин, ребусов, кроссвордов, ребусов-картинок, загадок, художественных текстов;

проблемного обучения;

самостоятельной работы;

наглядных средств обучения.

Все это способствует повышению качественного уровня знаний учащихся о природе, формирования умения применять эти знания в различных ситуациях; развитию познавательных процессов мышления, памяти, речи, восприятия; воспитанию интереса к природе, бережного отношения к растениям и животным.

Страницы: 1 2 

Другое о образовании:

Педагогическая организация восприятия искусства школьниками
Взаимодействие ребенка и любого вида искусства прежде всего начинается с восприятия. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание им ...

Методика преподавания математики как наука. Основные вопросы изучения
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования». Метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной учебной задачи. Существуют разные точки зрения на содержание понятия «методика». Одни, признавая методику наукой педагогической, рассматр ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования
Заключительным (контрольным) этапом экспериментальной работы стало повторное наблюдение за развитием музыкального восприятия дошкольников двух групп. Наблюдение осуществлялось по той же схеме, критерии и показатели музыкального восприятия дошкольников остались без изменений. Результаты были обработ ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru