Учебная мотивация

Сформированная мотивация - одна из основных движущих сил учения ребенка.

Для её, ведущей деятельностью продолжает оставаться игра в ее элементарных формах: дети избегают приближающиеся к учебным сложные игры сюжетно-ролевого характера с правилами, запретами. Интеллектуальное отставание сильно тормозит развитие познавательного интереса. Чтобы избежать непосильной и неприятие для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:

активной позиции школьника,

положительного отношения к учению,

познавательного интереса.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе;

необходимо обеспечь ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);

создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для формирования положительного отношения к учению можно выделить следующие направления в работе учителя. Прежде всего учитель должен:

заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

шире опираться на игру как ведущую деятельность ребенка, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;

использовать интересы учеников к наглядности (детям в наглядно-практической форме легче усвоить материал, да и сама форма привлекает их в силу наличия игровой мотивации);

целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности; возбуждать интеллектуальные эмоции - удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

Развивать познавательные интересы, для чего необходимо:

избегать в собственном стиле преподавания проявления таких «антистимулов», как будничность, монотонность, серость, бедность сообщаемой информации, а также отрыва содержания обучения от личного опыта ребенка;

не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);

использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);

специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;

использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Другое о образовании:

Общая характеристика изобразительной деятельности как средство сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения ...

Единство образования и самообразования
Самообразование современной педагогической наукой рассматривается в двух аспектах: 1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; 2. Как самостоятельное приобретение человеком систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни ...

Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru