Концепция новой начальной школы в России

Страница 1

В настоящее время в России идёт активная работа по совершенствованию системы образования. Анализ практики обучения у нас в стране и за рубежом, исследования, проводимые Институтами РАО и МО РФ, концепции четырёхлетнего (В.В.Давыдов, А.М.Пышкало и др.) и шестилетнего ( В.Ф.Кривошеев ) начального образования, опубликованные в 1992 году, позволили выделить наименее разработанные и наиболее сложные вопросы в структуре и содержании начального обучения.

Поскольку развивающееся демократическое государство ставит целью создание условий для свободного развития и процветания своих граждан, целенаправленной деятельностью обеспечивающих развитие России, то и основные цели обучения детей в школе связаны со всемерным развитием личности ребёнка, формированием умственной активности, творческих способностей и нравственной ответственности воспитанников.

Из этого вытекают требования к начальной школе. Интенсивное развитие общества, использующего новые технологии, возможно при условии реализации в процессе обучения не только образовательной, но и развивающей функции обучения, связанной с развитием мышления учащихся, с овладением ими приёмами и способами умственной деятельности. Развитие творческих возможностей детей возможно при осуществлении полной преемственности между дошкольным воспитанием, начальным и средним образованием, что требует пересмотра структуры образования на начальном этапе.

Новая структура начальной школы должна:

· помочь учащимся развить не только интеллектуальные, но и духовные, физические задатки; реализовать свои интересы и склонности; выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другому образу жизни;

· научить детей приёмам деятельности в коллективе; бережному заботливому отношению к окружающей среде;

· создать условия для успешного перехода учащихся к обучению на всех ступенях начального и основного звеньев в системе девятилетнего обязательного образования; для развития независимого творческого мышления; для обучения разноспособных учеников; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

· поощрять самовыражение и уверенность учащихся в себе, их стремление брать на себя ответственность за свои действия.

Две системы знаний – содержания предметов и способов его усвоения – должны стать объектом внимания учителя и детей, так как эффективность обучения связывается не только с объёмом полученной информации, но и с теми качественными изменениями, которые происходят у учащихся по мере овладения ими способами умственной деятельности.

Особенностью новой школы является и то, что здесь в более полном объёме формируется и развивается учебная деятельность, т.е. умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования.

При создании новой системы обучения, в центре которой стоит ребёнок (личностно-ориентированное обучение), необходимо опираться на этапы интеллектуального развития ребёнка, на особенности его познавательной активности.

В соответствии с логикой развития познавательных способностей детей, формирования и развития учебной деятельности обучение в начальной школе необходимо начинать с планомерной, систематической к нему подготовки и с изучения интегрированных курсов. При этом необходимо выделить два условия интеграции: в подготовительный период и в начале обучения на 1 ступени интеграция возможна на уровне межпредметных связей; на 1 и 2 ступенях обучения новой начальной школы – на основе осуществления глубоких связей единого курса, который в традиционной школе искусственно раздробляется.

Переход на предметное обучение должен осуществляться постепенно в младшем подростковом возрасте в связи с нарастанием и углублением содержания предметов. Именно этот возраст характеризуется зарождением интереса к отдельным предметным знаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое о образовании:

Характеристика игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, обходиться без многочисленных игровых атрибутов, овладевает ...

Высшее образование в скандинавских странах. Дания
Дания – страна практически всеобщей грамотности. Среди взрослых доля неграмотных не превышает 1%. Все дети в течение 9 лет посещают общеобразовательные школы. В государственных школах имеется также факультативный 10-й класс. В начале 1970-х годов лишь 20% учащихся общеобразовательных школ после сда ...

Рекомендации по усовершенствованию социальной работы по формированию положительного отношения подростков к здоровью
Проблема здоровья подрастающего поколения считается чрезвычайно важной во всем мире, так как оно является основным показателем благополучия общества и государства. В последние годы наблюдается неуклонный рост числа заболеваний и отклонений в состоянии здоровья детей и подростков, возникновение кото ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.edakam.ru