Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи

Страница 2

Учитель-логопед МДОУ № 75 "Малыш" г. Астрахани И.В. Литвинова на основе анализа литературных источников и обобщения собственного опыта практической работы сформулировала методические рекомендации по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста. Автор уделяет внимание развитию слухового восприятия, фонематического слуха, моторно-двигательному развитию, формированию тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук, развитию устной речи, и кроме того формированию у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе и самосознания.

Г.Н. Брехунова, учитель-логопед МДОУ № 2 г. Реутова Московской обл., предлагает свою программу профилактики дисграфии и дислексии у детей 5—7 лет с нарушениями речи. К основным коррекционным задачам своей программы автор относит: развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений; совершенствование зрительно-пространственного восприятия; формирование навыков чтения и работа над техникой чтения; развитие восприятия. К основной программе (Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи») были добавлены упражнения и игры для предупреждения ошибок чтения и письма.

О.Н. Жовницкой, учителем-логопедом МОУ СОШ №18 г. Красноярска, была разработана и апробирована система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия и формированию фонематических процессов, что в свою очередь является мерой профилактики дисграфии. Автор указывает на удобство использования таких игр прямо на школьных уроках обучения грамоте, русского языка и чтения. Каждая из них имеет собственную цель и описана в нескольких вариантах.

Учитель-логопед психолого-педагогического медико-социального центра А.П. Мигурская предлагает свою программу профилактики нарушений письменной речи у учащихся 1-го класса с общим недоразвитием речи, третий уровень речевого развития. Данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедии как науки и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции. Систему коррекционного обучения по профилактике нарушений письменной речи автор условно разбил на три уровня коррекции: фонетический, лексический и синтаксический. Кроме того, коррекционная работа разбита на 3 этапа, содержание каждого из которых описано в программе. Тематическое планирование представлено по каждому уровню коррекции.

Итак, были рассмотрены программы и методические рекомендации, направленные на предупреждение дисграфии у детей с нарушениями речи разных возрастов. Каждая из них имеет свои отличительные черты. Программа Л.Г. Парамоновой содержит богатый речевой материал для предупреждения каждой из возможных предпосылок нарушения письменной речи. А.Н. Корнев предлагает свои рекомендации по профилактике дисграфии и описывает мероприятия, которые нужны для достижения безошибочного письма. У С.В. Коноваленко имеется богатый набор упражнений по каждому из предложенных ею направлений работы по предупреждению дисграфии. Она даже уделяет внимание профилактике нарушения зрения у детей. Учитель-логопед И.В. Литвинова предлагает свои методические рекомендации, отличительной чертой которых, на мой взгляд, является то, что автор уделяет особое внимание формированию у дошкольников положительного эмоционального отношения к школе и самосознания. Г.Н. Брехунова методические игры и упражнения для предупреждения нарушений чтения и письма включила прямо в основную программу подготовки к школе детей с недостатками речи. О.Н. Жовницкая разработала систему игр и упражнений для профилактики дисграфии, которую можно использовать и без помощи логопеда, включая их в школьные уроки. А А.П. Мигурская представляет программу предупреждения нарушений письменной речи, которая используется в психолого-педагогическом медико-социальном центре и представляет собой тематическое планирование, разбитое на уровни коррекции.

Из представленного выше анализа программ и методических рекомендаций можно понять, что в отечественной логопедии накоплено достаточное количество разнообразных программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи и специалисты могут выбрать актуальную для себя методику работы либо создать свою собственную.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Природа и духовное начало русских и украинских народных воспитательных традиций
Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия. Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа имеет огромну ...

Особенности двигательного развития детей
Движение для ребенка – это универсальное проявление жизнедеятельности, на различные раздражения он реагирует прежде всего движением (например, отдергивание руки при ожоге пальца, сосательные движения младенцев при раздражении губ и щек и т.д.). Вместе с тем от рецепторов мышц, сухожилий, суставов, ...

Возрастные особенности учащихся 6 класса
В период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет) идет подростковый возраст, отрочество. В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобрели самостоятельность - подросток настолько овладел этими функциями, что теперь в состоянии управл ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru