Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5–6 классах

Новая педагогика » Формирование вычислительной культуры учащихся 5-6 классов » Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5–6 классах

Страница 2

На протяжении всех лет обучения обращается особое внимание учащихся на необходимость предварительного планирования вычислительной работы, а лишь затем ее безошибочное осуществление.

Специфика математических алгоритмов состоит в том, что многие из них базируются на сложных навыках. Например, алгоритм сложения двух дробей с разными знаменателями основан на умении находить наибольшее общее кратное двух чисел, навыке применения основного свойства дроби для приведения дробей к общему знаменателю, навыке сложения двух дробей с одинаковыми знаменателями. В свою очередь каждый из них имеет сложную структуру, и несформированность какого-либо одного звена в этой системе является причиной несформированности более общего навыка сложения дробей с разными знаменателями. Учитывая сложную структуру многих математических алгоритмов, учителю следует с особым вниманием относиться к соблюдению основных методических требований к их формированию. Известно, что умения и навыки быстрее усваиваются и дольше сохраняются, если их формировать на сознательной основе, а поэтому желательно, чтобы формированию алгоритма, выработке соответствующего навыка предшествовало понимание сути выполняемого действия. Например, умножению десятичных дробей может предшествовать умножение на , где n – натуральное число, после чего умножение десятичных дробей сводится к умножению натуральных чисел.

Согласно одной из психологических теорий, формирование навыков происходит поэтапно, на первом этапе – овладение умением, а затем – доведение его до автоматизма. С учетом этого и должна строиться методика обучения. Для успешного овладения умением необходимо четкое выделение алгоритма действия, его структуры, осознание каждого шага. При выполнении упражнений на овладение умением необходимо требовать подробную запись и полное пояснение. Например, при овладении умением деления рациональных чисел следует подробно объяснять каждый шаг алгоритма: определение знака произведения, обращение модулей множителей в неправильные дроби, замену деления умножением на обратное делителю число, умножение дробей. Причем таких упражнений должно быть достаточно много, лишь после этого можно переходить к автоматизации умения. Автоматизация умения происходит, когда ученик в состоянии исключить промежуточные операции, при этом сложные ассоциации (А-В-С) заменяются простым (А-С).

На языке методики это означает, что, что после достаточного числа упражнений, выполняемых в развернутой форме, постепенно, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, необходимо учить их свертыванию промежуточных операций. При этом часть преобразований выполняется мысленно. Одной из основных причин ошибок учащихся является преждевременный переход к этому этапу формирования соответствующего умения. Например, учащиеся часто допускают ошибки при раскрытии скобок, перед которыми стоит знак минус, забывая сменить знак перед каждым слагаемым, заключенным в нее. Это объяснятся тем, что выделение (-1) в качестве множителя, стоящего перед скобкой, слишком рано было исключено из обязательного этапа соответствующего тождественного преобразования и заменено свернутой операцией – раскрытием скобок со сменой знака каждого слагаемого.

2а – 3b – (a+b+3) = 2a – 3b – 1a – 1b+3 = a – 4b+3

Специфика формирования алгоритмических навыков, а именно к ним относятся вычислительные навыки, такова, что формирование нового навыка идет на фоне старых, при этом часто используется перенос старых навыков на новые. Например, прочные навыки действий с натуральными числами облегчают усвоение алгоритмов действий с десятичными дробями. К сожалению, довольно часто старые навыки тормозят или даже мешают выработке новых. В психологии отрицательное воздействие одного навыка на другой называют интерференцией. Примеров интерференций (влияний старого навыка на новый) в математике много: решение уравнений с использованием зависимостей между компонентами и результатом арифметических действий после того, как уже известно правило переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, отбрасывание нулей в произведении натуральных чисел после изучения действий над десятичными дробями и т.д. Наиболее значимыми причинами интерференции являются большая прочность ранее образованных связей и сходство в условиях, способах реализации старых и новых действий. Возможными средствами ослабления интерференции являются: акцентирование внимания на различиях между старым и новым действием, разнесением во времени изучение сходных алгоритмов, недопущение длительных перерывов в использовании важных навыков.

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Развитие певческого дыхания на уроках И.Ю. Белобородовой
Учитель музыки Белобородова Ирина Юрьевна при разучивании песен на уроках большое внимание уделяет развитию хорошего певческого дыхания, которое благотворно влияет на хорошее снабжение кислородом «главного дирижера нашего организма» - головного мозга. При таком типе дыхания диафрагма работает напод ...

Обучение Швеции
В Швеции более 30 высших учебных заведений, в том числе 10 университетов (семь из них государственные). Два самых древних университета находятся в Упсале (основан в 1477) и Лунде (основан в 1666). В 1995 в Упсальском университете обучались 18 тыс. студентов, в Лундском и столичном Стокгольмском – п ...

Особенности нравственного развития младших школьников
Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладение учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, о ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru