Образовательное значение критики школьного учебника в обучении педагогов математиков

Новая педагогика » Содержательный анализ массовых школьных учебников по геометрии как форма методической и учебно-методической работы » Образовательное значение критики школьного учебника в обучении педагогов математиков

Страница 2

Почему учебник А. В. Погорелова?

По учебнику А. В. Погорелова училось большинство студентов. Таким образом, решаются задача привлечения личного опыта и массовость.

На 3 и 4 курсе студенты получают задание написать критику школьного учебника. Через такую постановку задания снимается некоторый страх, переросший из уважения, к своим школьным учебникам и к учебникам вообще.

Часто работы студентов начинаются именно с описания подобных сложностей. «Честно говоря, мне трудно критиковать какой – либо учебник, по которому я училась», студентка 3 курса .

Преодоление такого страха, уважения перед учебником дает возможность критического взгляда, без которого невозможно проектирование, например проектирование уроков развивающего обучения, невозможно без критического отношения к учебнику, к текстам, и к своему пониманию.

Критикуя учебник, студенты начинают относиться к учебнику как к целостному тексту, описывая структуру глав и пытаясь понять причины именно такого расположения.

Например «Учебник построен в следующем виде: сначала изложены все темы параграфа, затем даны контрольные вопросы к параграфу и только потом задачи, изложенные подряд для всего параграфа. Такое построение учебника затрудняет самостоятельное изучение темы и подбор задач для определенной темы. В учебнике отсутствуют любые примеры, с помощью которых было бы легче разбираться с трудными для ученика заданиями».

Еще один аспект написания работ по критике учебника – оформление опыта. Окончив школу, выпускник, или теперь уже студент, по отношению к учебе в школе имеет в основном переживание и воспоминание. Через написание текста и обсуждения своих школьных (образовательных) ситуаций на семинарах эти переживания оформляются как опыт.

Кроме того, для написания работы по критике учебника, студенты необходимо занять позицию и четко ее удерживать. Здесь под позицией мы понимаем, прежде всего, ответ на вопрос «Что свое?» и действие которое лежит в этом содержании и в этих основаниях.

Критикуя учебник, студенты вспоминают свои переживания, в результате чего написанные ими тексты больше похоже не на критику, а не пересказ своих ощущений.

Это подтверждает следующее высказывание «Формулировка теоремы довольно странная, особенно фраза «равны соответственно». Школьников данная фраза просто шокирует. И обычно родители тратят много времени на ее разъяснения (личный опыт). Далее идет доказательство - просто шедевр. Когда я прочитала его несколько раз, то поняла, что там доказывают фразу «равны соответственно».

Вот пример еще одного воспоминания ощущений «… я то занималась именно по такому учебнику и я помню, какое впечатление он на меня производил» . «Геометрия для школьников является очень трудным предметом. Для меня он тоже был непонятен».

Немногим студентам удается прорваться до критики. Из опыта видно, что критические работы пишут студенты, у которых была ситуация, когда они занимали «место» (еще не позицию) учителя, педагога. Вспоминая эти ситуации студент пишет более позиционный текст. Примером таких текстов, могут быть тексты Баженовой К и Черненко Т.В.

На приведенных примерах видно, что без строгого задания позиции студенты скатываются в обыденное представления. Если задана собственная позиция, хотя бы игровая, то есть возможность выстроить диалог с позицией автора, восстановить его основания. Если позиция не задана и критика происходит из обыденного сознания, то не различаются отношения понятно не понятно и согласен не согласен, кроме того отношение согласен не согласен склеивается с отношением нравится не нравится.

Этап описания переживаний и перевода их в опыт важен и не может быть пропущен. Поэтому мы предлагаем четко разделить задачи критики по годам.

На 3 курсе написание критики преследует цель переведения переживаний в опыт. Поэтому задание на критику для студентов может быть сформулировано предельно абстрактно: «напишите критику учебника». На этом этапе важна рефлексивная позиция по отношению к своему образованию.

На 4 курсе целью критики может быть позиционирование, или удержание позиции. Исходя их этих целей, задание должно содержать некоторые основания для выбора позиции. Это могут быть основания, выделенные во 2 главе нашей работы; реализация аксиоматического подхода, полнота вводимой теории, оформление адекватное возрасту, адекватность материала культурным задачам преподавания.

В работе показано, что А. В. Погорелов при попытке построения учебника в аксиоматическом подходе очень сильно меняет сами аксиомы евклидовой геометрии, о чем можно говорить, сравнивая аксиомы А. В. Погорелова с приведенными во второй главе культурными аксиомами евклидовой геометрии.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Взаимосвязь дидактических принципов обучения
Дидактические принципы связаны друг с другом. Применять эффективно какой-нибудь принцип можно лишь в том случае, если одновременно при этом принимать во внимание все другие принципы. Так, принцип научности сам по себе не вызывает сомнений. Чем выше уровень обучения, тем лучше, успешнее, результатив ...

Психодиагностика школьной зрелости
Определение психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с началом обучения в школе. Во-первых, это задача определения наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу. Во-вторых, это задача проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, о ...

Так что мы можем подразумевать под понятием “нетрадиционная форма урока”? О.В.Трофимова дает следующее определение: “НФУ – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позиц
Техническое творчество является непосредственным трудом по материализации в своеобразной форме законов и свойств природных явлений. Будут специфической формой мыслительной деятельности, оно способствует развитию знаний человека об объективном мире. Техническое творчество позволяет не только отражат ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru