Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Новая педагогика » Нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения » Организация уроков литературного чтения по развитию нравственных качеств у младших школьников

Страница 3

Углубленная логическая и языковая работа над осмыслением и осознанием прочитанного, а также перенос действий героев в реальную действительность позволяют учащимся активно включаться в мыслительные процессы, оценивать прочитанное, делать выводы и обобщения, содействуют воспитанию у них высоких нравственных качеств.

Во 2 классе, изучая рассказ Л. Пантелеева «Честное слово», учитель выясняет позицию автора на то, какие черты характера он ценит в людях, рассказывая о мальчике и о военном. Из этого произведения дети узнают, как важно держать слово, которое ты дал, как бы трудно тебе ни было. Дети навсегда запомнят фразу: «Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». А разве может быть человек патриотом, не будучи настоящим человеком, который всегда выполнит обещание, которое однажды дал. Данное произведение позволяет воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любовь к Родине, что немаловажно является при развитии нравственных качеств. Домашним заданием является написание сочинения на тему «Что я ценю в людях». В них должны быть отражены нравственные начала, которыми были проникнуты дети на уроке.

Кроме сопереживания, основой формирования нравственных убеждений является оценка. Оценивая поступки литературных героев, ученик соотносит свои представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», с нравственными ценностями своего народа и человечества и, в конечном итоге, воспринимает «чужое» как «свое», получает представление о нормах поведения и взаимоотношения людей, которые ложатся в основу его нравственных представлений и личностных качеств. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:

умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;

умение сопереживать героям и автору;

умение понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.

В процессе начального обучения до минимума сокращаются информационно-репродуктивные методы. Их используют лишь в тех случаях, когда у учащихся отсутствует база для организации конструктивной мыслительной деятельности, или в силу сложности материала. Беседа особенно плодотворна в том случае, когда в ходе ее не только воспроизводится прочитанное, но и стимулируется размышление учащихся, сопоставление фактов и т.д. В практике обучения младших школьников используется самостоятельная работа учащихся по заданиям учителя, анализ текста художественной литературы.

Доминирующими методами на уроках являются эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т.д. Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. В ходе их решения младшие школьники применяют известные им нравственные понятия при рассмотрении поступков литературных персонажей, выражая свое личное отношение к ним.

Педагог О.А. Шарапова считает, что на уроках литературного чтения при знакомстве детей с нравственными понятиями и ценностями необходимо использовать инсценировку. Она выделяет следующие этапы уроков данного типа, обеспечивающие усвоение новых нравственных понятий:

Выявление в классе проблемы нравственного характера. Учитель продумывает, какие случаи и ситуации из жизни детей он может отразить, работая с произведением.

Прослушивание литературного произведения. Произведение читают артисты театра, что придает произведению дополнительную яркость и эмоциональную окраску. Затем детям задаются вопросы для понимания содержания произведения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое о образовании:

Сущность межпредметных связей
Целостная научная картина мира является мозаикой, состоящей из множества дисциплин, изучающих теории различного характера. Но, не смотря на то, что изучаемый материал очень разнообразен, между его различными элементами существуют логические цепочки, или связи, которые именуются межпредметными (МПС) ...

Понятие дидактических принципов обучения и их классификация
Принципы обучения являются необходимым инструментом в преподавательской деятельности. Благодаря этим принципам, происходит процесс соединения теоретических представлений с педагогической практикой. Принципы обучения в педагогике носят, прежде всего, рекомендательный характер, а необязательный. Это ...

Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения
Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обуче­нию учащихся. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что задача гимназии - способствов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru