Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Психолого-педагогические проблемы неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности

Страница 1

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ней, осваивая новые способы анализа (синтеза), обобщения, классификации. В условиях целенаправленного развивающего обучения, по В.В.Давыдову, это формирование осуществляется быстрее и эффективнее за счет системности и обобщенности освоения знаний. Требования учебной деятельности неизбежно ведут учеников к формированию произвольности как характеристики всех психических процессов. Произвольность формируется в результате того, что ребенок ежедневно делает то, что от него требует позиция ученика. У младшего школьника формируется рефлексия, внутренний план действий, происходит интеллектуализация познавательных процессов.

Выделяя характерные особенности психического развития детей данного возраста, необходимо отметить, что все дети развиваются неравномерно. Обучаемые отличаются друг от друга не только разным уровнем подготовленности к усвоению знаний. Каждый из них обладает более устойчивыми индивидуальными особенностями, разными типами нервной системы. Но особую озабоченность любого учителя вызывают неуспевающие дети. Эта вечная актуальная проблема школы является предметом многочисленных исследований педагогов, психологов, социологов, медиков. Основную причину неуспеваемости многие исследователи видят прежде всего в несовершенстве методов обучения и преподавания. С этим нельзя не согласиться, и волна педагогики новаторства, прокатившаяся в начале 90-х годов, показала правильность этой точки зрения. Но это не единственная причина отставания ребенка в учебном процессе.

Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам учебной программы. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам. При общем и специфическом отставании определяется круг причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей.

И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости. К первой они отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки мотивационной сферы детей.

Многие трудности в учебной деятельности образуют своего рода «порочный круг», в котором нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего необходимо искать не одну, а несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них.

Неуспевающих младших школьников можно разделить на три группы.

Отличительным признаком первой группы детей является обусловленность низкой интенсивности учебной деятельности, предшествовавшей ей низкой эффективностью. У таких детей наблюдается низкий уровень развития познавательных способностей, как результат педагогической запущенности, то есть недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей. В начале обучения такие дети стараются, переживают неудачи, так как их интеллектуальные возможности малы. В дальнейшем, однако, такое отношение сменяется равнодушием, пассивностью.

Дети второй группы отличаются низкой интенсивностью учебной деятельности на начальном этапе обучения. У них наблюдается несформированность мотивации учения на начальном этапе, либо легкие нарушения эмоционально-волевой сферы.

Специфическим признаком третьей группы детей являются тотальная психологическая неготовность к школьному обучению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но и другие сферы личности.

Таким образом, отставание в учении непосредственно обуславливается либо низкой интенсивностью, либо низкой эффективностью учебной деятельности, либо пропуском большого количества занятий. Последняя из названных причин нередко взаимодействует с одной из первых двух. Низкая эффективность учебной деятельности может обуславливаться одним или несколькими психологическими факторами:

нарушениями в эмоционально-волевой сфере, инфантилизм воспитания, гиперопека, неадекватная самооценка, неорганизованность, утомляемость, эгоистичность, страхи, лживость, несформированоость регуляции учебной деятельности;

большими пробелами в знаниях по пройденному материалу, частыми пропусками уроков;

несформированностью учебных умений и навыков, отставание по математике, плохая память, невнимательность, рассеянность, неуверенность, двойки за письменные работы, неуверенность в себе, длительность подготовки уроков, тревожность, пассивность, разочарование в школе, не доходит до школы или побеги из школы,пессимизм.;

Страницы: 1 2

Другое о образовании:

Комплекс упражнений для обучения учащихся стратегиям идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов
В том случае, когда в языковой учебный процесс включаются уроки с использованием научно-популярного текста для ознакомительного чтения, аудиторная работа, направленная на самостоятельное понимание (а также на обучение приемам − стратегиям − понимания) текста учащимся, должна быть опреде ...

Университеты Новой Зеландии
Университеты этой страны богаты историческими и академическими традициями. Некоторые их них были основаны еще в позапрошлом веке первой волной переселенцев из Великобритании. А совсем молодые уже успели завоевать симпатии студентов. Всего в стране восемь университетов. Все они государственные, поэт ...

Нормативные документы по обеспечению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении
Работа с управленческими документами включает: подготовку, технологию работы с ними, систематизацию и организации архивного хранения. Руководитель дошкольного образовательного учреждения в своей деятельности должен основываться на федеральных законах, указах, распоряжениях Президента Российской Фед ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru