Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований

Новая педагогика » Проблемы коонтогенеза личности в общеобразовательном пространстве » Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований

Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естественных закономерностей. В связи с этим возникает необходимость, помимо устранения причин экологического кризиса, выработать такую форму общественного сознания, которое бы обладало необходимой компетентностью и научной базой для адекватного восприятия и понимания экологической проблемы и для ее решения, как на обыденном, так и на научном уровне.

Такая постановка экологической проблемы стала действительно актуальной с 60 - 90-х гг. ХХ в., когда с особенной силой заявило о себе новое направление в общественном сознании, получившее названия «инвайроментализм» и «экологизм». Иделогия инвайроментализма заставила понять, что экология из узких рамок биологической отрасли переросла в действительно междисциплинарную науку, в той или иной мере связанную с политикой, экономикой, социологией и правом.

Факт междисциплинарности экологических исследований доказывается тем, что авторитетные ученые всех отраслей гуманитарного знания обращают свой взор на проблемы экологии. Существует необходимость создания новой парадигмы общественного развития, ставящей во главу угла отказ от технократических установок и аксиомы человеческой исключительности и принятие органической встроенности человека в биосферу и экосистему.

Постановка такой задачи несет все большую смысловую нагрузку, так как задача сохранения экологической устойчивости является не просто деятельностью по преобразованию природы, но и накладывает печать на процесс мыслительной деятельности и мировоззренческих установок. Настает время говорить о феномене экологического сознания, который во многом зависит от политической организации общества, от социального устройства, от всей суммы данных, накопленных человеческой культурой.

Экологическое сознание выступает не просто как отдельная форма общественного сознания, а вбирает в себя целый комплекс различных элементов, формирующихся через государственную политику в области охраны окружающей среды, деятельность различных экологических партий, движений, через экологическое просвещение и образование.

Другое о образовании:

Аксиоматика евклидовой геометрии
Современная система аксиом Евклидовой геометрии состоит из пяти групп и опирается на шесть основных неопределяемых понятия: точки, прямые и плоскости и трех видов отношений выражаемых словами «принадлежит», «между» и «движение». Введем аксиомы, предложенные в математической энциклопедии. принадлежн ...

Методические рекомендации по обучению прикидке и оценке результатов вычислений в 5–6 классах
Очевидно, что вычислительная культура является необходимым элементом общеобразовательной подготовки учащихся прежде всего силу своей практической значимости. Умение предвидеть результат, осуществить его проверку входит в учебно-интеллектуальную группу общеучебных умений, которые создают необходимую ...

Методика изменения учебной деятельности
При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процесс ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.edakam.ru