Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Новая педагогика » Дошкольное образовательное учреждение » Новые правовые основы повышения качества дошкольного образования

Страница 2

Как государственные, так и негосударственные дошкольные учреждения аккредитуются по трем категориям (уровням).

Первый уровень — дошкольные учреждения, которые обеспечивают образовательные услуги в соответствии с требованиями государственного стандарта и получают бюджетное финансирование в размере основного норматива.

Второй уровень — дошкольные учреждения высшей категории. Услуги, предоставляемые ими по приоритетному направлению своей деятельности, превышают требования государственного образовательного стандарта. Выбирая приоритетные направления своей деятельности, такое учреждение оказывается принадлежащим к одному из следующих типов: 1) общеразвивающему; 2) присмотра, ухода и оздоровления; 3) компенсирующему; 4) комбинированному. Они обеспечиваются бюджетным финансированием в размере повышенного норматива и имеют фирменное название.

Учреждения третьего уровня — Центры дошкольного образования — предоставляют основные образовательные услуги, в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по всем направлениям деятельности, т. е. включают весь спектр образовательных услуг разного назначения.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», аккредитация учреждения производится на основе его аттестации. Таким образом, именно в ходе аттестации дошкольного учреждения осуществляется экспертиза его деятельности в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

По Положению о дошкольном учреждении задачами любого дошкольного учреждения являются физическое и психическое здоровье детей, их интеллектуальное и личностное развитие, создание условий для творчества и развития воображения. Однако реализация таких задач может идти различными путями, и оценка этих процессов, их результатов и перспектив сопряжена с психологической, медицинской и педагогической компетентностью экспертов, ее производящих. Между тем не во всех регионах Российской Федерации имеется достаточное количество таких специалистов. Это и явилось основанием для разработки Министерством образования Российской Федерации государственного стандарта, который позволил бы установить единые минимальные требования к различным сферам деятельности дошкольного учреждения и явился бы заслоном на пути «стихийно рыночных» тенденций в сфере образования.

В то же время стандартизация в области дошкольного образования сопряжена с учетом специфики детей дошкольного возраста. Если результаты школьного обучения в большой степени отражены в аттестате, который выдается выпускнику и на котором, следовательно, может строиться стандарт школьного образования, то дошкольное образование не может иметь в качестве ориентиров формирование «знаний, умений, навыков». Специфика дошкольного возраста основана на признании его самоценности как такого периода в развитии человека, в котором закладываются его представление о своем месте в мире, общий способ отношения к окружающим людям, природе, рукотворному миру, общие познавательные установки. Этот личностный базис культуры в дальнейшем обеспечит ребенку приобретение любых специальных знаний и умений, возможность освоения самых сложных видов деятельности.

Государственный образовательный стандарт в области дошкольного образования предполагает создание условий, обеспечивающих:

— реализацию подхода к дошкольному детству как к самоценному периоду в жизни ребенка вне зависимости от степени его подготовки к обучению в школе;

— уважение личности ребенка, его прав и свобод, определяемых «Конвенцией о правах ребенка»;

— физическое развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

— охрану психического здоровья детей, их психологическую защищенность и комфорт, удовлетворение потребности в эмоциональном общении;

— интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей;

— развитие у детей базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей;

— получение квалифицированной помощи в коррекции имеющихся недостатков физического и психического развития.

В то же время стандартизация в сфере дошкольного образования связана с вычленением четких, формализованных нормативов (критериев), по которым могут быть оценены уровень развития ребенка, его эмоционального благополучия, профессиональная компетентность сотрудников дошкольного учреждения, стиль их общения с детьми, качество используемых образовательных технологий.

Министерством образования Российской Федерации разрабатываются такие критерии оценки соответствия деятельности дошкольного учреждения государственному образовательному стандарту, по которым будет проводиться аттестация.

Аттестация предполагает новый подход к анализу различных аспектов деятельности дошкольного учреждения. Его особенность состоит в том, что в отличие от традиционных плановых проверок первоначальный и всесторонний анализ своей работы (самоанализ) осуществляют сами сотрудники,

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками в ходе формирующего эксперимента
Цель: повышение эффективности преодоления нарушений письма у младших школьников при использовании в коррекционной работе нейропсихологических методов. Коррекционная работа по устранению дисграфии проводилась со всеми учащимися как контрольной, так и экспериментальной групп. Работа по развитию высши ...

Использование вокальной методики М. Глинки на уроках Козловой М.Б
Козлова Мария Борисовна отмечает, что вокальные навыки необходимо воспитывать на первоначальном этапе. В своей работе она использует «концентрический» метод М. И. Глинки, который является фундаментом певческого воспитания детей. Сущность метода такова: · Развивать голос следует исходя из примарных, ...

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики б ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru