Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы:
· организационные;
· эмпирические;
· по способу обработки данных;
· интерпретационные.
К организационным методам ученый отнес:
· сравнительный метод как сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.;
· лонгитюдный - как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени;
· комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
К эмпирическим:
· обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
· эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.);
· психодиагностический метод;
· анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы);
· моделирование;
· биографический метод.
По способу обработки данных
· методы математико-статистического анализа данных и
· методы качественного описания.
К интерпретационным
· генетический (фило- и онтогенетический) метод;
· структурный метод (классификация, типологизация и др.).
Ананьев подробно описал каждый из методов, но при всей тщательности его аргументации, как отмечает В.Н. Дружинин в своей книге "Экспериментальная психология", остается много нерешенных проблем: почему моделирование оказалось эмпирическим методом? Чем практические методы отличаются от полевого эксперимента и инструментального наблюдения? Почему группа интерпретационных методов отделена от организационных?
Целесообразно, по аналогии с другими науками, выделить в педагогической психологии три класса методов:
Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее - предметом исследования).
Интерпретационно-описательные, при которых субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).
Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояния объекта показаниями приборов; отражающие результаты деятельности и т.п.
Результат применения теоретических методов представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
Среди основных теоретических методов психолого-педагогического исследования В.В. Дружинин выделил:
· дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный), иначе - восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Результат - теория, закон и др.;
· индуктивный - обобщение фактов, восхождение от частного к общему. Результат - индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
· моделирование - конкретизация метода аналогий, "трансдукция", умозаключение от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и/или доступный для исследования. Результат - модель объекта, процесса, состояния.
Наконец, интерпретационно-описательные методы - это "место встречи" результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия. Данные эмпирического исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы; с другой стороны, происходит интерпретация этих данных в терминах конкурирующих концепций на предмет соответствия гипотез результатам.
Продуктом интерпретации являются факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Все методы исследования предлагают подразделять на собственно педагогические и методы других наук, на методы, констатирующие и преобразующие, эмпирические и теоретические, качественные и количественные, частные и общие, содержательные и формальные, методы описания, объяснения и прогноза.
Другое о образовании:
Организация уроков литературного чтения по
развитию нравственных качеств у младших школьников
Процесс нравственного воспитания есть общественное осуществление педагогически целенаправленной деятельности по организации нравственной подготовки подрастающих поколений, результатом которой является усвоение растущим человеком социального морального опыта и формирование нравственных качеств его л ...
Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте
Проблемой познавательного развития детей интересовались на рубеже начала XX века многие зарубежные ученые: В. Штерн, Д. Болдуин, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, Д. Брунер и другие. Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познават ...
Развитие нравственности в онтогенезе
В этической литературе проблема формирования нравственного сознания рассматривается обычно лишь в процессе филогенеза как проблема происхождения нравственности. Что же касается проблемы «происхождения нравственности» в отдельной личности, т. е. возникновения и формирования морального сознания в про ...