Общее понятие о культурной форме и функция учителя как посредника

Новая педагогика » О возможности постановки образовательной задачи в детско-взрослых медиа-проектах » Общее понятие о культурной форме и функция учителя как посредника

Страница 2

Б. Д. Эльконин считает, что если кризис детства понять как потерю представленности взрослости, то необходимо окажется, что его корни – в потере событийности самой взрослой жизни, утере ее собственной идеальной формы. Взрослое функционирование, например, профессиональное, технологизируется и теряет событийное значение в самом взрослом сообществе. Люди перестают посредничать в отношениях друг с другом.

С другой стороны, по-видимому, появляется или будет появляться новая взрослая событийность, новый способ жизни, связанный с необходимостью развития, а не только функционирования. Таковы требования нового типа цивилизации, в котором профессиональное функционирование уже не является достаточным. Профессионализм оборачивается совершенствованием и развитием. Взрослый отчасти теряет определение и образ "сложившегося" индивида. Но его новый способ жизни, каковым, на взгляд Б. Д. Эльконина, и является посредничество, пока никак не представлен ни ему самому, ни детям .

Анализируя ситуацию существующей системы образования, Эльконин указывает, что переживаемый нами исторический период в развитии детства может быть охарактеризован как кризисный. Этот период требует изменения системы образования, поскольку потеряны осмысляющие и организующие всю эту систему начала: а) идеальная форма, т. е. образ взрослости, в котором должны быть представлены и выражены совершенство и образцовость; б) событие взросления – форма явления взрослости через отнесение к не-взрослости (незрелости), т. е. явления границы зрелости и незрелости и перехода между ними; в) посредничество и посредники – те, кто образом и выразительной формой своего существования являют переход и границу.

Присвоение форм культуры (образование) оказалось оторванным от освоения идеальной формы, понимаемой как образ идеального взрослого и заслонило последнюю. Освоение взрослости, т. е. форм самостоятельности и ответственности, оказалось латентным, невыделенным и как бы "занавешенным" различными формами культуроосвоения и культуротворчества. Взросление проходит вне образовательной системы, а образование – вне системы взросления. Разные степени освоенности культурных форм и норм не представлены ребенку как критерии его взрослости. Более того, поскольку такие критерии должны быть социально представлены, а они отсутствуют в образовательной системе – системе "социализации", то значит, их нет и вовсе – нет как культуры. И это притом, что образование представляется как общественно необходимый процесс.

Эльконин Б. Д. приходит к выводу о том, что нынешний кризис – это кризис определенного детства, а именно такого, в котором освоение культуры и взросление было единым процессом, т. е. взросление выступало как освоение культуры, а освоение культуры представлялось всему сообществу и, конечно, ребенку как взросление .

Посредником в отношении ребенка является взрослый в разных своих социальных функциях: родитель, учитель, мастер и прочее. Эти функции и роли социально выделены и отмечены. Остается только определить состав действий хорошего (образцового) родителя, учителя и т.п.

Современное детство, как считает Эльконин, имеет множество признаков критического этапа его истории. Кризис детства — это и есть кризис посредничества. В этой ситуации становится явным, что определенность социального места и наличных средств функционирования на этом месте вовсе не обеспечивает решения задач посредничества — родителям и учителям не удается "передать" идеальную форму и в силу каких-то обстоятельств идея не "переправляется" из взрослой жизни в детскую.

Ближайшим образом кризис детства является кризисом образовательной системы, которая и определена как посредническая — та, в которой происходит "трансляция культуры".

По Эльконину, посредник выражает собою способ инициации "обратного" поиска и обращения. Взрослый (учитель или родитель) лишь в той мере является посредником, в которой он ищет, опробует (и первоначально именно он, а не ребенок) ту ситуацию, в которой его, взрослого идея, т.е. то, что он представляет и выражает (а вовсе не "личностные характеристики"), сама становится предметом детского обращения и опробования. Посредничество — это поиск способа инициации поиска.

Страницы: 1 2 3

Другое о образовании:

Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек: 1. Асинов Руслан 2. Безотечество Влад 3. Бузова Алина 4. Вилькис Ромас 5. Дёрина Кристина 6. Зеленский Фёдор 7. Каменев Фёдор 8. Коломыч ...

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах
Занятие обычно строится по плану: 1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2) чтение воспитателем всего текста, 3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои о ...

Экологическое сознание как область междисциплинарных исследований
Начало ХХI века четко обозначило тенденцию, в связи с которой стало ясно, что изменения в природной среде имеют не только биосферное значение, но и приобретают огромную социальную значимость. Современная экологическая ситуация стала формой проявления двух стихий, пересечением социальных и естествен ...

Меню сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.edakam.ru