В задачи предварительного этапа входила диагностика уровня сформированности речевых умений старшеклассников. Для этого мы оценивали пересказы текста учащихся по десяти показателям и измерителям, соответствующим программным требованиям, предъявляемым к монологическому высказыванию на старшем этапе обучения. Данные показатели и измерители указаны в таблице 1: соответствие высказывания указанной теме, правильность языкового оформления высказывания, корректность темпа речи и др.
Диагностика проводилась методом устного опроса. Учащимся было предложено задание пересказать текст «Is the system of social welfare fair?», представленный в УМК «Английский язык 10-11» в Unit 5 (Приложение В). Предварительно на уроке осуществлялась подготовка к пересказу с использованием следующих заданий.
После прочтения текста учащимся предлагалось определить характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение и др.). Затем учитель называл слова и словосочетания на русском языке, учащиеся находили в тексте английские эквиваленты. Далее дети отвечали на вопросы к тексту, с целью проверки понимания прочитанного: What do people must pay when they work? Who makes contributions? и др.
Следующей задачей учащихся было определить верны ли высказывания учителя и доказать свою точку зрения информацией из текста. Для этого на доске были записаны фразы, выражающие согласие и несогласие.
Затем учащиеся заканчивали предложения, вычитываемые учителем из текста.
Далее дети вместе с учителем выбирали из текста ключевые слова для передачи его содержания.
Последнее задание представляло собой работу в малых группах. Учащиеся располагали данные на доске предложения из текста в нужной последовательности, употребляя связующие средства.
На дом было задано составить подробный пересказ текста. Для этого следовало выбрать ряд предложений, передающих основное содержание текста.
Уровень сформированности речевых умений старшеклассников был протестирован на следующем уроке в процессе пересказа текста учащимися. Анализ монологических высказываний учащихся осуществлялся по десяти показателям (Таблица 1). Оптимальный уровень сформированности монологических умений по каждому показателю равен 5 баллам.
Таблица 1 – Показатели уровня сформированности монологических умений старшеклассников
№ п/п |
Показатель |
1. |
соответствие высказывания указанной теме / ситуации общения |
2. |
правильность языкового оформления высказывания (правильное использование в речи грамматических, лексических навыков) |
3. |
корректность темпа речи (отсутствие/наличие пауз хезитации, отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия) |
4. |
Соответ. поставленной коммуникативной задаче (соответствие поставленному заданию) |
5. |
смысловая завершенность, цельность высказывания |
6. |
логичность выска (последовательность/нарушение порядка излагаемых фактов) |
7. |
выр. соб. мнения, оценки в высказывании, отношения к излагаемому и / или услышанному |
8. |
аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции |
9. |
объем высказывания (по программе 6 - 8 фраз) |
10. |
наличие различных моделей фразы, лингвистическая правильность которых находится в пределах, когда акт коммуникации не нарушается |
Данные показатели мы соотнесли с оценкой уровня сформированности монологических умений следующим образом: высокий уровень – от 45 до 50 баллов (90-100%); средний уровень – от 38 до 44 баллов (77-89%); уровень ниже среднего – от 30 до 37 баллов (60-76%); низкий уровень – до 29 баллов (до 59%).
Приводим содержательную характеристику указанных уровней.
Высоким уровнем обладает ученик, если он в целом справился с поставленными речевыми задачами. Его высказывание отличает связность и логическая последовательность. Диапазон используемых языковых средств достаточно широк. Языковые средства правильно употреблены, практически отсутствуют ошибки, нарушающие коммуникацию, или они незначительны. Объем высказывания соответствует тому, что задано программой на данном году обучения. Наблюдается легкость речи и достаточно правильное произношение. Речь ученика эмоционально окрашена, в ней имеют место не только передача отдельных фактов, но и элементы их оценки, выражения собственного мнения.
Другое о образовании:
Проблемы методики организации и проведения тестового контроля
Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам всегда волновали педагогов и учёных. И все же проблемы проверки и учета знаний, умений и навыков, методики их организации и проведения не утратили своей актуальности. Контроль всё ещё не стал «могучим рычагом повышения успеваемости и ...
Формирование двигательных функций ребенка
Развитие двигательных функций в онтогенезе ребенка совершается очень медленно — на протяжении многих месяцев и лет. В исследованиях различных психологов, особенно американских, очень большое место уделяется вопросу о том, является развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соотве ...
Молодежная наука как фактор развития одаренных студентов
Молодежная наука – это форма объединения молодых людей, проявляющих интерес к научному знанию и пытающихся овладеть способами его получения, объединения студентов и их наставников, а также особые методы и формы научной подготовки молодежи. В рамках такого объединения решаются две тесно связанные и ...