Сформированность умений на высоком повысилась с 21,5 % до 43,5% на среднем понизилась с 61,5% до 50 %; на низком с 16,5% до 6,5%.
Начальный срез, проведенный по выявлению уровня сформированности познавательной активности, дал следующие результаты:
высокий уровень – 3 человека – 15%;
средний уровень – 12 человек – 60%;
низкий уровень – 5 человек – 25%.
Конечный срез выявил уровень познавательной активности: высокий 6 человек (30%), средний – 12 человек (60%), низкий уровень понизился с 10,4% до 6,4%.
Начальный срез, проведенный по выявлению уровня сформированности, познавательной активности дал следующие результаты:
высокий уровень – 7 человек –28 %;
средний уровень – 16 человек 64 %;
низкий уровень – 2 человека – 8 %.
Конечный срез выявил уровень познавательной активности высокий у 15 человек класса (60%), т.е. помимо 7 прежних у 8 детей он поднялся со среднего на высокий.
Таким образом, уровень познавательной активности вцелом по классу увеличился на 30%.
Активизация знаний учащихся одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать так, чтобы учебный материал на каждом уроке становился предметом активных действий учащихся.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Активизация познавательной активности является целенаправленным процессом, в ходе которого формируются такие качества личности, как любознательность, самостоятельность, активность в познании окружающей действительности, творческий подход к любой деятельности.
Для активизации познавательной деятельности на уроках познания мира используется большой арсенал средств: показ значимости и ценности учебного содержания, занимательный материал, опору на личный опыт и наблюдения людей, детей, проблемное обучение, самостоятельную работу, наглядные средства обучения, опыты и практические работы, экскурсии, создание положительных мотиваций учения.
При разработке методических материалов необходимо опираться на существующие современные методические пособия, литературу познавательного характера, сборники занимательного материала.
При активизации познавательной деятельности необходимо учитывать следующие методические условия:
возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника;
организацию учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;
систематическое, продуманное использование средств активизации;
применение средств активизации в комплексе, чередуя различные средства, не повторяя одни и те же из урока в урок.
Только в этом случае будет развиваться подлинный познавательный интерес к учебной деятельности. Рекомендуем начинающим учителям:
проявлять творчество в подготовке к уроку, дифференцировано подходить к уроку, к каждому этапу и соотносить его со знаниями и способностями школьников, развивая стремление познать более сложное;
вводить в урок разнообразные проблемные ситуации – именно они развивают аналитическое мышление и активность в приобретении знаний;
варьировать формы самостоятельной работы, следить за правильностью их выполнения, постепенно наращивать объем и сложность материала для этой деятельности на уроке;
поощрять самостоятельность детей в овладении знаниями – широко использовать наблюдения, опыты, практические работы;
применять разнообразную наглядность, строго соблюдая методы введения в урок таблиц и раздаточного материала;
учитывая возрастные особенности младших школьников, применять занимательный материал: загадки, кроссворды, викторины, ребусы; вводить в урок дидактическую игру, имея ввиду, что их содержание должно носить познавательный характер.
Другое о образовании:
Анализ и самоанализ вузовской лекции
В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс ...
Аутентичные тексты
Аутентичные тексты - это тексты, взятые из оригинальных источников, которые характеризуются естественностью лексического наполнения и грамматических форм, ситуативной адекватностью используемых языковых средств, иллюстрирует случаи аутентичного словоупотребления, и которые, хотя и не предназначены ...
Образование как социально-культурный феномен и педагогический процесс
Проблема места и роли образования в обществе обусловлена самой человеческой природой. В живой природе человек сам по себе является феноменом, это признается большинством философских учений, в том числе и совсем не гуманистической направленности. Человек как творение и как существо является типичным ...