Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 4

Учебные наглядные пособия можно разделить на натуральные и изобразительные.

К натуральным наглядным пособиям относятся объекты живой и неживой природы: образцы почвы, полезных ископаемых, растения и животные. Из натуральных наглядных пособий в школе чаще всего используются гербарии, природный раздаточный материал, коллекции, чучела, препараты.

Самую большую группу составляют изобразительные наглядные пособия: плоскостные (картины, рисунки, таблицы и т. д.) и объемные (муляжи, макеты, модели). Изобразительные наглядные пособия делятся на образные и условные.

К образным наглядным пособиям относятся и так называемые экранные пособия: диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, учебные телепередачи.

Дидакты называют и некоторые другие условия активизации познавательной деятельности школьников на уроке: соответствующий микроклимат в классе. формирование стимулов к учению, вооружение учащихся рациональным способами и приемами познавательной деятельностью и т. п.

Доказано, что положительные мотивы учения предопределяют его успех. Поэтому побуждение и мотивация рассматриваются учеными и практиками как специальная педагогическая задача. Учителю необходимо учитывать влияние как внешних средств побуждения младших школьников к учению (игра, наглядные пособия, занимательность, требования, поощрения и т.п.), так и роль внутренних стимулов (логика учебного процесса, умелая постановка познавательных задач, рациональные способы их решения и т.п.)

В основе положительного мотива лежит познавательная потребность, интерес. Условиями их формирования некоторые ученые (Т.И. Шашова, Г.И. Щукина) называют:

организацию обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний;

организация учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся;

повышение интереса к учению за счет его разнообразия;

связь нового материала с ранее изученным;

понимание детьми нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета;

яркость, эмоциональность учебного материала;

создание учителем эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;

постоянную проверку и оценку работы учащихся.

Многие ученые (Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.В. Занков, В.А. Кондаков) подчеркивают, что, если уровень владения учащимися способами познания низок, они не могут справиться с учебными задачами, и в результате интерес к учению подает, познавательная активность не развивается. Поэтому младших школьников надо не только включать в поиск решения проблемных ситуаций, но и обучать их рациональным способом решения различных задач и методом умственной работы (сравнение, анализ, индукция, дедукция, сопоставление, синтез и т.д.)

Таким образом, для активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения используют учебное содержание, занимательный материал, проблемное обучение, самостоятельную работу, наблюдения, опыты, практическую работу, наглядные средства обучения, экскурсию, создание положительной мотивации.

Страницы: 1 2 3 4 

Другое о образовании:

Понятие профильного обучения, компоненты профильного обучения
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школ ...

Биологическое разнообразие насекомых
Класс насекомых относится к типу членистоногих, где вместе с многоножками они образуют подтип трахейнодышащих. От близких групп членистоногих они отличаются следующей комбинацией признаков: тело поделено на голову, грудь и брюшко, имеется три пары ходильных ног, у большинства видов развиты крылья. ...

Развитие речи у детей
Во второй половине первого года у нормально развивающегося ребёнка обычно появляется лепет, к 9-10 месяцам он активизируется, обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на готовое обращение взрослого. Отсутствие или бедность лепета у ребёнка настораживают, так как это м ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.edakam.ru