Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Новая педагогика » Методика преподавания познания мира » Особенности активизации учебно-познавательной деятельности при обучении природоведению

Страница 2

Викторину можно использовать на различных этапах урока, в том числе и в процессе изучения нового материала. Вопросы викторины должны вызвать интерес к изучаемой теме, готовить учащихся к ее восприятию и осмыслению. На уроках закрепления изученного вопросы викторины направлены на выяснение уровня знаний учащимися фактического материала и на установление практической значимости этих знаний.

Для активизации мыслительной деятельности младших школьников выслушиваются ответы на вопрос викторины не одного, а нескольких детей путем постановки вопроса: «Почему ты так думаешь?», побуждающий к рассуждению к правильному ответу. Хороший эффект дает применение викторин на уроках обобщающего повторения и закрепления изученного материала, ответы на вопросы которых заставляют обращаться к дополнительной литературе. Это значительно углубляет знания учащихся, помогает осмысливать и выделять главное, существенное в изученных свойствах и явлениях. Каждая викторина увеличивает у детей объем знаний по природоведению, расширяя их представление о родном крае.

Установление межпредметных и внутрипредметных связей обогащает содержание материала, активизирует процесс учения. Реализуется это требование посредством таких приемов, как напоминание, указание, сравнение, решение познавательной задачи с привлечением знаний из другой учебной дисциплины.

Наряду с содержание учебного материала большую роль играют методы, при помощи которых организуется обучение, и младшие школьники включаются в процесс познания. К основным ученые относят методы проблемного обучения. Среди них выделяют:

Проблемное изложение знаний. Учитель показывает решения проблемы, «рассуждает вслух».

Эвристическая беседа. Учитель ставит проблему, излагает учебный материал, но с помощью отдельных вопросов.

Исследовательский метод обучения. Его применение возможно при условии, если дети в состоянии осуществить все этапы поисковой деятельности.

Постановка познавательных задач перед детьми всегда создает проблемную ситуацию, в процессе которой у них могут возникать определенные затруднения.

Существенную роль в активизации познавательной деятельности школьников, как метод обучения, играет самостоятельная работа. Она в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые знания осмысленными и глубокими.

Основным методом развития ценностных отношений к природе является изучение объектов и явлений окружающей действительности на основе систематических наблюдений. Они способствуют развитию эмоционально-чувственной сферы учащихся; самостоятельности мышления; таких логических операций, как умение собирать и накапливать факты, вырабатывать навыки анализа и синтеза, сравнения и аналогии. В процессе наблюдений формируется очень важное качество личности- наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего.

В курсе природоведения большое внимание уделяется выявлению свойств предметов природы, установлению причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. С этой целью программой предусматривается широкое использование опытов. В педагогической литературе опыт рассматривается как один из приемов обучения, состоящий в практическом или теоретическом преобразовании условий, в которых протекает явление, с целью установления или иллюстрации определенного теоретического положения».

Страницы: 1 2 3 4

Другое о образовании:

Зарубежная и отечественная дошкольная педагогика о формирования этических норм поведения у детей дошкольного возраста
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (46 ...

Понятие и своеобразие детского изобразительного творчества в современной психолого-педагогической литературе
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве, ведь способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не ...

Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным
При ознакомлении детей с животным миром решают в единстве три воспитательные задачи: Формирование представлений о животных; Развитие эмоционально-положительного отношения к животным; Воспитание гуманного бережного поведения в природе. Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edakam.ru